Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Стаценко

Александр Холодов рассказал, как купить машину без проблем

Как вести себя на авторынке? Как избежать неприятных ситуаций при покупке подержанного автомобиля? Об этом читателям «Петербургского дневника» рассказал Александр Холодов, заместитель председателя общественного совета ГУ МВД России по СПб и ЛО.

Как вести себя на авторынке? Как избежать неприятных ситуаций при покупке подержанного автомобиля? Об этом читателям «Петербургского дневника» рассказал Александр Холодов, заместитель председателя общественного совета ГУ МВД России по СПб и ЛО.

"Петербургский дневник": Не так давно с одним петербуржцем произошла неприятная история: в солидном салоне он приобрел подержанный автомобиль, а когда его остановили инспекторы ГИБДД, машина оказалась в розыске у Интерпола. Теперь купленное авто находится под арестом. Как уберечься от такого?

Александр Холодов: Да, действительно, такая проблема существовала 15 лет назад, и это происходило потому, что Интерпол поздно передавал данные к нам в Россию. Также они блоками выгружали эту информацию, как, например, в 1998 г. по машинам из Польши, когда у нас всплыло действительно много угнанных за границей автомобилей. То есть тогда вся проблема заключалась в том, что база была несовершенна. Сейчас такой проблемы нет. Сейчас вся интерпольная база приходит оперативно, и она у нас единая по стране. Огромное стечение фактов должно произойти, чтобы подобная история стала реаль­ностью.

"Петербургский дневник": А если иностранного собственника все-таки найдут?

Александр Холодов: Тогда, конечно, иностранцам предложат забрать машину. Но, как правило, страховые компании за ней не едут, потому что забирать им дорого и смысла нет, так как они ее давно списали. И тогда через год эта машина сохраняется за новым собственником. Вот только выезжать в другие страны на ней не рекомендуется – там ее арестуют. 

На самом деле из страны было вывезено всего с десяток таких, так называемых интерпольных, машин. А в России такие машины есть. И их на территории России можно даже продавать. Но вся эта процедура, повторяю, займет как минимум год. Хотя сейчас таких машин у нас мало, учитывая, что данная проблема существовала до 1998 г. То есть самым молодым интерпольным машинам сейчас минимум по 15 лет. Большинство из них уже сгнили или ушли на запчасти. Думаю, что таких случаев менее процента.

"Петербургский дневник": Насколько известно, сейчас упрощен механизм покупки подержанного автомобиля. Хорошо это или плохо с точки зрения безопасности?

Александр Холодов: В принципе, несмотря на всякие упрощения, сама система по сути не поменялась. Покупатель и продавец совершают договор друг с другом. Это можно сделать в какой-то специальной фирме, которая занимается оформлением, в автосалоне и т.д. После этого покупатель едет и ставит машину на учет. Единственное, что принципиально поменялось, – это сама процедура смены собственника транспортного средства (ТС). Раньше ТС надо было снять с учета (при этом машину пол­ностью проверяли), потом продать, потом поставить на учет. 

Сейчас возможна такая процедура, как смена собственника ТС: не снимая автомобиль с учета, его можно продавать. И вот тут-то все головные боли автоматом переходят на нового собственника. Во-первых, машина может быть под арестом у тех же судебных приставов. Во-вторых, у нее могут быть проблемы с номерными знаками (к примеру, сгнили). Может, машина и не криминальная, но воп­росы с экспертизой и прочее – это очередная головная боль покупателя. В-третьих, на нее вообще могут быть поддельные документы.

В общем, если оформлять по-новому, покупая у кого-то с рук, никаких гарантий нет. Не очень разбирающемуся человеку можно легко продать подделку. Например, машина будет просто в угоне. По­этому если вы приобретаете машину у незнакомого человека, то «бонусом» покупки машины, не снимая с учета, лучше не пользоваться. Или договориться сразу же, что вы рассчитаетесь с ним только после того, как машина будет поставлена на учет на имя покупателя. Но тут тоже есть риск: согласится продавец или нет, потому что бывали случаи, когда люди после такой постановки на учет говорили: «Спасибо, до свидания! Посмотрите – ГИБДД уже зарегист­рировала, а у меня есть все доказательства, что я вам уже заплатил, и вы сейчас пытаетесь вымогать с меня еще одну оплату». Такие случаи бывали в Петербурге. 

Надо понимать, что у нас не защищен не только покупатель, но и продавец. Зачастую покупатель и продавец друг друга боятся совершенно обоснованно. Поэтому в принципе при покупке машины не через салон лучше все делать, как было раньше. Или вообще пользоваться комиссионным магазином при условии, что вы покупаете автомобиль у незнакомого человека. И при этом лучше договариваться с продавцом, что вы в магазине с ним рассчитываетесь, но он все равно сопровождает вас в ГИБДД до полной постановки машины на учет.

Вариант второй: если человек переживает, договариваетесь с ним, что он снимает машину с учета, а вы едете сами вместе с ним в ГИБДД. Соответственно, после этого едете в магазин и там рассчитываетесь. Если же подержанный автомобиль приобретается в автосалоне, то здесь закон защищает вас полностью. Не защищает только от недобросовестных автосалонов.

"Петербургский дневник": Насколько криминализированы сегодня петербургские авторынки?

Александр Холодов: Проблема криминальности авторынков, на мой взгляд, преувеличена: если машина с криминальной проблемой и продавец знает о ней, смысла ему идти на рынок абсолютно нет. Потому что на рынке, во-первых, периодически проводятся полицейские облавы, когда перегораживают полностью периметр и проверяют каждую машину с криминалистами, с собаками и т.д. Поэтому зло­умышленникам гораздо безопаснее дать объявление о продаже, купив сим-карту, а после продажи ее выкинуть, не оставив никаких данных о себе, кроме телефона.

Помимо этого на рынке продают обычно одни и те же люди, им нет смысла рисковать репутацией. В этом плане рынок хоть и минимально, но гарантия. Хотя никто не застрахован от того, что тот же жулик придет на рынок и начнет предлагать купить у него машину за полцены и прочее. И здесь уже сам продавец с рынка может оказаться пострадавшим, купив у мошенника автомобиль и перепродав его на рынке.

Конечно, на рынке могут быть проблемы. Однако по сравнению с тем, как по газете покупать неизвестно у кого, опасности на порядок меньше, потому что на рынке все-таки больше шансов, что вы найдете этого продавца. Признаться честно, я уже давно не слышал, чтобы на авторынках находили угнанные машины. Единственная проблема, которая может возникнуть на рынке, – это когда сам продавец может не знать всей истории машины.

"Петербургский дневник": А на какие еще подводные камни можно наткнуться в водовороте купли-продажи подержанных авто?

Александр Холодов: Самая большая проблема, которая у нас сейчас будет расти как снежный ком, – это проблема, связанная с машинами, которые находятся в залоге у банков. 

Дело в том, что у нас уже с середины 1990-х гг. не регистрируется залог в ГИБДД. Человек же, который взял кредит на машину, может банку не сдать паспорт транспортного средства (ПТС.) И тут же, сняв машину с учета, ее продать. Или по какой-то выдуманной причине попросить ПТС в банке, сказав, что потерялись регистрационные номера, взять его на несколько дней и продать машину. Или прос­то взять дубликат в ГИБДД, сказав, что потерял. Банк даже знать не будет, что человек с дубликатом. Проб­лема в том, что, если машина в залоге, при продаже залог не прекращается. То есть долг банку становится проблемой того человека, который купил такую машину. И люди уже и доказать-то ничего не смогут. Они будут вынуждены отказаться от автомобиля и пытаться судиться с продавцом, коим может оказаться какой-нибудь бомж, на которого оформили кредит. 

Реального закона, защищающего добросовестного покупателя, нет. Получается, что в добросовестности никто не сомневается, но и право залога тоже никто не отменял. Правда, покупать подержанную машину в кредит, чтобы себя обезопасить, выгодно. Банки не работают с непроверенными автосалонами. И здесь, даже если машина залоговая, покупателю есть с кем судиться и с кого спросить – с автосалона.

"Петербургский дневник": Что делать, если все-таки произошло неприятное: купил человек машину, она оказалась с перебитыми номерами, его остановила ГИБДД?

Александр Холодов: Естественно, пока идет экспертиза, ничего делать нельзя. Если установят, что машина чужая и чья она, то ее отдадут реальному собственнику. Если не установят, какие ранее были номера, тогда ее могут оставить у человека, но он не сможет ничего с ней делать. У него аннулируют регистрацию, и это будет кусок металла, который можно будет лишь сдать на разборку. Или поставить на даче и в ней цветы выращивать.

"Петербургский дневник": А если человеку достается машина, на которой был насмерть сбит человек?

Александр Холодов: Конечно, какие-то проблемы могут возникнуть, но это будут неприятности чисто имиджевого плана. Придется доказывать, что ты – это не он. Но ответственность, тем более уголовную, за другого человека никто, конечно, не понесет.

Закрыть