Яндекс.Метрика
  • Анна Литвинко

Эксперты: Назрела необходимость комплексной организации движения на дорогах

Смогут ли возросшие штрафы за нарушение правил дорожного движения повысить сознательность водителей и пешеходов на дорогах? Об этом 21 марта говорили гос­ти телепрограммы «Петербургский дневник».

Смогут ли возросшие штрафы за нарушение правил дорожного движения повысить сознательность водителей и пешеходов на дорогах? Об этом 21 марта говорили гос­ти телепрограммы «Петербургский дневник».

Гостями студии стали Алексей Сумин, полковник, заместитель начальника управления ГИБДД по Петербургу и Ленобласти,  Игорь Риммер, экс-депутат Законодательного собрания, консультант-эксперт общественной организации «Общественная палата Санкт-Петербурга», и Виталий Новиков, автомобильный эксперт.

Темой обсуждения стало повышение с 1 января 2013 г. штрафов за нарушения правил дорожного движения (ПДД). В первую очередь изменения коснулись выезда на встречную полосу движения. Теперь штраф за выезд на встречную полосу без создания аварийной ситуации составит 5 тыс. рублей (раньше за это лишали прав на 4-6 месяцев). Также если раньше водитель мог отделаться штрафом в 300 рублей за то, что не вписан в полис ОСАГО, то сейчас за такое нарушение можно остаться без номеров. Это далеко не весь список нарушений, за которые с Нового года граждане платят немалые деньги.

Программа началась с обнародования некоторых статистических данных. Как рассказал Алексей Сумин, есть основания полагать, что ситуация на дорогах улучшилась. Но позитивные сдвиги происходят крайне медленно. По данным статистики, в 2012 г. в Петербурге и Ленобласти в ДТП погибли 1082 человека, что на 31 человека меньше, чем в 2011 г. В целом за 2013 г. в России уже произошло 22 тыс. ДТП, а в Петербурге зафиксировано 7 тыс. дорожных инцидентов. В среднем раз в 5 месяцев каждый петербуржец нарушает ПДД.

Игорь Риммер отметил свое­временность повышения штрафов. «В стране было общественное давление. Сыграла свою роль не только работа ГИБДД, но и активность гражданского общества. После этого и государство спохватилось», – заявил общественник.

Виталий Новиков придерживался пессимистического взгляда на проблему. Он считает, что статистика ДТП только ухудшается. «Первая волна снижения аварийности была после ужесточения штрафов, которое произошло в 2007-2008 гг. Тогда в стране была ужасная статистика – к примеру, в 2007-м в авариях погибли 40 тыс. человек. В итоге мы в 2010 г. дошли до отметки в 25 тыс., но теперь опять ползем к 30 тыс. Ужес­точение ответственности было шоковым. Водители просто привыкли к высоким штрафам», – объяснил Виталий Новиков.

Гость студии пошутил, что можно даже вводить абонемент на нарушения, настолько безболезненно воспринимают штрафы участники дорожного движения. Эксперт напомнил про систему баллов, которая существовала в советское время, когда при накоплении определенной суммы можно было лишиться прав.

Игорь Риммер в ответ привел в пример северного соседа – Финляндию, где штрафы взимаются в зависимости от размера денежного дохода нарушителя. 

Алексей Сумин считает, что решить проблему безответственного поведения на дорогах просто, причем этим должен заниматься каждый. «Надо просто соблюдать закон», – считает правоохранитель. По его словам, если правильно, с детского сада и школы, воспитывать молодых граждан страны, объяснять им необходимые для жизни в городе истины и правила, то ситуация на дорогах обязательно улучшится. «Родители должны помнить об этом и своим примером показывать. А ведь бывает, что нерадивые мамаши с колясками переходят дорогу с телефоном в ухе, ничего вокруг себя не видя и не слыша. А ведь ребенок – это чистый лист. Чему его научишь, так вести себя и будет», – пристыдил Алексей Сумин.

Соблюдение правил движения пешеходами на дороге – это отдельная забота ГИБДД.

В этой связи очень полезными оказались эксперименты во Фрунзенском и Красносельском районах, где организовали так называемые инновационные переходы. Они оборудованы яркими лампочками, поэтому хорошо заметны для всех участников движения. Питают такие объекты солнечные батареи, помогающие городу экономить электроэнергию. Польза от этих нововведений налицо. По данным Алексея Сумина, число наездов на таких переходах сократилось почти на 90%. Однако стоимость этих дорожных объектов пока не позволяет установить их везде, где это необходимо.

Общие вопросы сменились конкретикой – в студию телеканала «Санкт-Петербург» звонили зрители телепрограммы «ПД» и задавали свои вопросы.

«На пр. Обуховской Обороны знака «Остановка запрещена» не видно. Из-за этого многие машины были эвакуированы. Это несправедливо», – пожаловался петербуржец. Алексей Сумин напомнил ему, что Госавтоинспекция не устанавливает знаки. Этим занимается Дирекция по организации дорожного движения Петербурга. «В последние дни был сильный ветер, знаки могли развернуться в другую сторону или вообще упасть. Бывает, что в таких случаях автомобилисты в суде доказывают свою правоту», – отметил Алексей Сумин.

По мнению Игоря Риммера, ситуация, когда за знаки отвечает одно ведомство, а за дорожное движение – другое, в корне неправильна.

«Сегодня назрела необходимость комплексной организации движения на дорогах. Например, можно ввести должность вице-губернатора по транспорту или отдельную должность – чиновника, ответственного за борьбу с пробками. Дороги – это артерии нации, Россия выживает за счет дорог. Тем более что мы интересны Европе как транзитное государство», – резюмировал Игорь Риммер.

По данным статистики, на середину 2012 г. в Санкт-Петербурге насчитывалось чуть более 1,8 млн легковых автомобилей. Количество машин в будущем будет только расти.

Закрыть