Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Стаценко

Юрий Бурунов: "На демонтаж рекламы на опорах освещения из бюджета Петербурга потрачено свыше 1 млн рублей"

За последний год в Петербурге появилось очень много рекламных конструкций, которые размещены или присоединены к опорам освещения. Возникает резонный вопрос, насколько законно они установлены. Интрига же заключается в том, что сами опоры освещения принадлежат СПб ГУП «Ленсвет». Чем же тогда занимается «Ленсвет»: размещением рекламных конструкций или же все-таки своим прямым назначением – энергообеспечением жителей города? Судя по тому, что улицы города освещаются, свою основную задачу «Ленсвет» выполняет. Но тогда зачем нужны эти рекламные консоли и кто от этого выигрывает?

За последний год в Петербурге появилось очень много рекламных конструкций, которые размещены или присоединены к опорам освещения. Возникает резонный вопрос, насколько законно они установлены. Интрига же заключается в том, что сами опоры освещения принадлежат СПб ГУП «Ленсвет». Чем же тогда занимается «Ленсвет»: размещением рекламных конструкций или же все-таки своим прямым назначением – энергообеспечением жителей города? Судя по тому, что улицы города освещаются, свою основную задачу «Ленсвет» выполняет. Но тогда зачем нужны эти рекламные консоли и кто от этого выигрывает?

Если взять рекламные конструкции, которые стоят на городских территориях и за которые отвечает Комитет по печати и взаимодействию со СМИ Санкт-Петербурга, здесь вопросов нет – отчисления операторов за размещение рекламы идут в бюджет города. За счет этого в 2012 г. бюджет пополнился на 780 млн рублей.А от рекламных конструкций на опорах освещений напрямую бюджет не получает ни копейки.

При проверке этих рекламных конструкций выяснилось, что они еще и стоят незаконно. Прослеживается прямое нарушение закона о рекламе. После того как было выписано предписание на демонтаж, ни собственник, ни баллансодержатель ничего демонтировать не стали. Этим пришлось заниматься подведомственному Комитету по печати государственному учреждению «Городская реклама и информация», на что были затрачены бюджетные средства. После короткого времени при очередном контроле выяснилось, что все, что было демонтировано, вновь повешено. И это притом что ни «Ленсвет», ни кто-либо еще предписаний Комитета по печати в суде не опротестовывал. Это говорит о том, что сторона, получившая предписание, согласна, что нарушает. В итоге город вынужден дважды реагировать на одно и то же нарушение, расплачиваясь из собственного кармана.

Возникает справедливый вопрос: как получается, что государственное предприятие, которое должно заниматься энергообеспечением, занимается косвенным бизнесом, при этом незаконным, прекрасно зная, что так делать негоже. Следовательно, из одного кармана деньги перекладываются в другой в полном непонимании сути правовых взаимоотношений. Уже не говоря о том, что засилье этих рекламных конструкций на опорах освещения совершенно выбивается из единого художественного восприятия, уродуя как исторический центр, так и спальные районы. Чтобы разобраться в этой вопиющей ситуации, на вопросы «Петербургского дневника» ответил директор СПбГКУ «Городская реклама и информация» Юрий Бурунов.

«Петербургский дневник»: Сколько незаконных рекламоносителей было демонтировано за последнее время?

Юрий Бурунов:  За 2012 г. наше учреждение вы явило около 13 тыс. незаконно установленных рекламных конструкций, большая часть из которых была демонтирована. Из этого числа на сегодняшний день мы выявили свыше 1 тыс. рекламных конструкций, находящихся на опорах освещения. Причем нами целенаправленно было проверено только четыре района города. Мы прогнозируем увеличение этой цифры в 3-5 раз.

«Петербургский дневник»: Во сколько бюджету обходится снос одной такой конструкции?

Юрий Бурунов:  Сумма, потраченная из городского бюджета на демонтаж конструкций, размещенных на опорах освещения, составила свыше 1 млн рублей. Всего же на демонтаж всех выявленных конструкций бюджет потратил 14 млн рублей. Хочу отметить, что в нашу деятельность входит еще и профилактика данного вида нарушений, и соответственно за счет мер, связанных с предупреждением этой деятельности, бюджет сумел сэкономить порядка 35 млн рублей. Если говорить о средней цене демонтажа одной конструкции на опоре освещения, то она составляет 3 тыс. рублей.

«Петербургский дневник»: А удается ли самих рекламодателей заставлять за их счет демонтировать незаконные рекламоносители?

Юрий Бурунов:  Да, после того как обнаружено нарушение, собственник рекламных конструкций обязан в течение 2 недель снять информацию с данного вида конструкции и в течение месяца демонтировать саму конструкцию. Но не все собственники рекламных конструкций исполняют закон, как того требуется. Дело в том, что когда наше учреждение было наделено полномочиями, связанными с административной практикой и контролем этого вопроса, показатели были намного выше. Но в связи с изменением законодательства в части КОАП, эти функции были возложены на органы полиции. И сейчас мы наблюдаем некоторое снижение самостоятельного демонтажа.

«Петербургский дневник»: Тем не менее остались те, кто слушается и вкладывается в устранение нарушений?

Юрий Бурунов:  Из четырех выявленных незаконных рекламных конструкций, две, а то и три демонтируют сами. Но если говорить о незаконном системном подходе, то здесь как раз и всплывает установка рекламных конструкций на опорах освещения.

«Петербургский дневник»: Часто от читателей поступает информация о том, что на месте «спиленной» рекламной конструкции, причем именно на опорах освещения, через пару дней вырастает новая. Почему такое происходит?

Юрий Бурунов:  Здесь все упирается в экономику. Практика показывает, что им самим «пилить» свои конструкции, выполняя наши предписания, совершенно невыгодно. Им выгодно дождаться, когда это сделаем мы, притом что закон нас обязывает, когда они к нам обращаются, выдать им «спиленное». К примеру, мы ночью «спилили», они к нам приходят в течение суток, показывают документы, мы им возвращаем то, что демонтировали. А они в течение последующих суток устанавливают все заново. Это и есть системный подход к проблеме с их стороны. Причем все наши многочисленные обращения в «Ленсвет» категорически не получают отзыва как собственника той или иной использованной под рекламу опоры освещения. Кстати, это же относится и к «Горэлектротрансу».

«Петербургский дневник»: Интересное кино получается, поскольку ребенку понятно, что здесь прослеживается интерес. И, похоже, немалый. Рекламоносители появляются вновь, бюджету от этого ни жарко, ни холодно, но явно некомфортно. Вряд ли все это возможно без помощи каких-то сторонних компаний. 

Юрий Бурунов:  Кино действительно интересное. Дело в том, что с тем же «Ленсветом» была проведена достаточно большая систематическая работа.
Председатель Комитета по печати Александр Лобков провел выездное совещание, связанное именно с размещением рекламных конструкций на опорах освещения. Только на небольшой части Приморского пр. во время объезда было выявлено около 27 конструкций. После этого объезда, учитывая, что «Ленсвет» их самостоятельно демонтировать не стал, мы включили их в заявку и демонтировали сами. И что вы думаете? Буквально в ближайшее время мы столкнулись с тем, что эти рекламные конструкции были возвращены на те самые места, где стояли ранее. Что касается помощи, то действительно в городе есть две коммерческие компании, которые практикуют размещение рекламных конструкций на опорах освещения. И свое бездействие во многом «Ленсвет» объясняет тем, что они заключили договор с этими рекламными агентствами и якобы нарушения законодательства о рекламе как раз вызваны нарушениями со стороны этих компаний. Абсурдность таких заявлений заключается в том, что, к примеру, если вы собственник какого-то объекта и кто-то попытается что-то на этом объекте незаконно сделать, то вы как собственник будете предпринимать все усилия, для того чтобы закончить и предотвратить эти вещи. В ситуации с «Ленсветом» такого не происходит.

«Петербургский дневник»: Как вы боретесь с такими пособниками?

Юрий Бурунов:  Боремся в рамках действующего законодательства. Комитет по печати выдает предписание на демонтаж незаконно установленных рекламных конструкций.
Предписания вручаются нарушителям, в случае неисполнения ими предписания включается процедура принудительного демонтажа подрядной организацией. А дальше получается замкнутый круг.

«Петербургский дневник»: Есть ли вообще выход из этого замкнутого круга? Может, необходимо ужесточение законодательства?

Юрий Бурунов:  Да, на сегодняшний день Комитетом по печати и взаимодействию со СМИ разработана Концепция размещения наружной рекламы на 2013-2017 гг. На этапе согласования она поддержана другими комитетами правительства и предусматривает запрет на размещение рекламных конструкций на опорах освещения. И это уже будет решение, закрепленное постановлением правительства.
Опоры освещения предназначены для размещения этого самого освещения. Для рекламы существуют отдельные конструкции, определены места, выработаны специальные программы. Даже на сегодняшний день данный вид конструкций установлен незаконно. Более того, в концепции предусмотрены меры по принудительному взысканию затраченных бюджетных средств на демонтаж.
Кроме того, в концепции, разработанной комитетом, также учтено уменьшение рекламных конструкций в историческом центре. Триста конструкций, размещенных на пешеходных тротуарах и в пешеходных зонах, будут демонтированы. Четыреста конструкций будут выведены из строя как несоответствующие нормативным требованиям закона об охранных зонах. Если опять возвращаться к рекламным конструкциям на опорах освещения, то получается, что они существуют на каком-то особом положении. Сами рекламные операторы негодуют по этому поводу и вопрошают Комитет по печати, что, мол, вы сейчас разрабатываете концепцию, определяете размеры, расстояния, форматы, призываете к порядку и требуете, но вместе с тем на рекламном рынке есть такая ниша, как опоры освещения, которая не подвержена никаким нормативным актам. Почему, дескать, мы должны работать по правилам, а им все можно? Естественно, операторы недовольны, потому что это и отвлечение рекламодателей, и одновременно удешевление их продукта, за который они платят в бюджет деньги. Поэтому в концепции будут выработаны правила, одинаковые для всех.

«Петербургский дневник»: Как вообще должен выглядеть Петербург в плане рекламоносителей, на ваш взгляд? 

Юрий Бурунов: С точки зрения нормативно-правовых документов, концепция носит базовый характер. Базовый документ, на котором основывается Комитет, – это закон Санкт-Петербурга №820-7 «Об охранных зонах». Этот закон регламентирует в каком месте рекламная конструкция может находиться, где ей категорически запрещено размещаться. Концепция систематизирует все взаимоотношения операторов наружной рекламы на территории Петербурга. Все это собрано воедино в разрабатываемую концепцию, в соответствии с которой и должен выглядеть наш город. И главное  - во всем должно быть элементарное чувство меры.

Закрыть