Яндекс.Метрика
  • Лилиана Глазова

Эдуард Батанов: Изменения в закон о бюджете нужны для уточнения показателей по доходам

Весной запус­кается процедура корректировки главного экономического закона города – «О бюджете». Зачем требуются изменения и как повлияет корректировка на социально-экономическую ситуацию в городе, рассказывает председатель Комитета финансов Эдуард Батанов.

Весной запус­кается процедура корректировки главного экономического закона города – «О бюджете». Зачем требуются изменения и как повлияет корректировка на социально-экономическую ситуацию в городе, рассказывает председатель Комитета финансов Эдуард Батанов.


"Петербургский дневник": Эдуард Викторович, объясните, пожалуйста, чем вызвана необходимость изменений в городском бюджете?

Эдуард Батанов: Ежегодная корректировка бюджета необходима хотя бы потому, что, когда мы принимаем этот закон (в октябре-ноябре. – Ред.), мы еще точно не знаем, с какими показателями закончим год, сколько неизрасходованных средств останется в переходящем остатке. Также нет инструментов для максимально точного определения доходов бюджета. Чтобы уточнить этот показатель, нам нужны данные поступлений по налогу на прибыль за минувший год и I квартал текущего года, а их мы получаем в конце марта – начале апреля. Вот ради того, чтобы, во-первых, включить в экономику переходящий остаток, а во-вторых, для уточнения показателей по доходам и вносятся изменения в закон о бюджете.

"Петербургский дневник": Насколько нам известно, остаток средств в этом году был значительный…

Эдуард Батанов: Да, 41 млрд рублей. И это позволило нам заработать на размещении средств почти 2 млрд рублей. В результате показатели бюджета по доходам мы сможем увеличить за счет собственных средств на 219 млн рублей.

"Петербургский дневник": Почему такая сумма, если заработали без малого 2 млрд?

Эдуард Батанов: Потому что, к большому сожалению, мы недополучим в бюджет более 1 млрд рублей от продажи квартир в связи с уточнением количества квартир, передаваемых Комитетом по строительству Жилищному комитету Санкт-Петербурга. 

У нас падают доходы по акцизам на нефтепродукты – минус 461 млн рублей. Также сократятся поступления по земельному налогу – минус 279 млн рублей. Правда, несколько подрастут средства из федерального бюджета – нам добавили 4222 млн рублей по целевым статьям на лекарственное обеспечение, компенсации по жилищно-коммунальным услугам и завершение строительства главного коллектора.

"Петербургский дневник": А когда формировали бюджет осенью, мы не знали, что нам понадобятся средства из федерального бюджета?

Эдуард Батанов: Конечно, знали, мы включили их в определенных объемах. Но по уточненным данным Федерация смогла увеличить нам возмещение затрат на более чем 4 млрд. Разве это плохо? В результате доходы бюджета вырас­тут почти на 4,5 млрд рублей и составят 390,4 млрд (было 385,9 млрд рублей. – Ред.). И это притом что при подготовке закона «О бюджете» в прошлом году мы уже заложили рост доходов на 10% к 2012 г.

"Петербургский дневник": С доходами все ясно. А что будет с расходами? Остатки прошлого года свидетельствуют, что планируем расходы мы все-таки гораздо хуже, чем доходы.

Эдуард Батанов: Надеюсь, что это было в последний раз. Губернатор дал указание включать в расходную часть бюджета только те проекты, на которые разработана проектно-сметная документация и составлены расходные обязательства.

"Петербургский дневник": Вы хотите сказать, что на Дворцовый мост и Пироговскую наб., к ремонту которых приступили в прошлом году, нет проектно-сметной документации? Почему на завершение этих объектов деньги в бюджет не заложены?

Эдуард Батанов: Проектно-сметная документация на эти объекты есть, но она составлена с учетом завершения работ в 2012 г. Мы не имеем права финансировать эти объекты в этом году без новых расходных обязательств. 

Как только документ будет готов, мы включим финансирование этих объектов. Для этого не нужны дополнительные средства, мы прос­то перераспределим их внут­ри адресной инвестиционной прог­раммы (АИП).

"Петербургский дневник": Понятно. А на что вы планируете израсходовать те 4,5 млрд, которые добавятся к доходной части бюджета?

Эдуард Батанов: Расходная часть бюджета после корректировки у нас вырастет больше доходной. Дефицит составит 39 млрд рублей (был 25 млрд рублей. – Ред.). Но если раньше мы предполагали занимать все 25 млрд, то теперь, несмотря на увеличение дефицита, занимать будем только 18 млрд рублей, то есть планируемые заемные средства сократились на 7 млрд.

"Петербургский дневник": И как такое стало возможным?

Эдуард Батанов: Частично за счет роста доходов, частично за счет переходящих остатков. Но, скорее всего, даже эти 18 млрд рублей нам занимать не придется. Во всяком случае о займах будем думать только осенью, когда подведем первые итоги исполнения бюджета за 3 квартала. Бюджет по осени считают.

"Петербургский дневник": Раз уж мы заговорили о заемных средствах, расскажите, пожалуйста, каков на сегодня городской долг?

Эдуард Батанов: На начало года он составлял 21 млрд рублей. Это небольшая сумма, меньше 6% от доходов города. Причем это очень дешевые деньги: бюджетный кредит 14 млрд рублей под 4% годовых и на 7 млрд мы выпустили облигации под 8,1% годовых. Размещаем мы свободные средства под куда больший процент.

"Петербургский дневник": Надо понимать, долговая тюрьма городу не грозит. Давайте тогда вернемся к расходам. Кто получит дополнительные средства?

Эдуард Батанов: На 538 млн рублей увеличены расходы АИП, в том числе на завершение работ по комплексной застройке квартала 20 Юго-Западной Приморской части (ЮСПЧ) Петербурга, инженерной подготовке квартала 19А севернее ул. Новоселов, строительство жилого комплекса в квартале 21 ЮСПЧ, строительство семи дошкольных образовательных учреждений в различных районах города и трех школ в Приморском, Московском и Фрунзенском районах. 

Дополнительные средства направлены и на завершение реконструкции ряда объектов. 

В их чис­ле гериатрический медико-социальный центр в Адмиралтейском районе, пожарное депо и здание для размещения историко-кра­е­ведческого музея и информационно-культурного центра в Кронштадте, специальные жилые дома для одиноких граждан пожилого возраста в Калининском и Фрунзенском районах и др. Также в АИП мы планируем включить новые объекты – реконструкцию подъездных дорог к дачному фонду в поселке Солнечное (139 млн рублей) и к заводу «Климов» (150 млн рублей).

"Петербургский дневник": Эдуард Викторович, в чем особенности корректировки бюджета нынешнего года? Они чем-то отличаются от прошлых лет?

Эдуард Батанов: В первую очередь отличие в том, что большая часть поправок направляется на социальные расходы. На повышение заработной платы в соответствии с указом президента РФ от 7 мая мы добавляем 5,5 млрд рублей. 

Мы закладывали увеличение изначально, но сегодня стоит задача наращивать заработную плату работников образования, здравоохранения и социальной отрасли более быстрыми темпами.

"Петербургский дневник": На правительстве при обсуждении закона о корректировке бюджета губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко предупредил главных распорядителей, что без утвержденной экспертизой проектно-сметной документации ни один объект включаться в бюджет следующего года не будет. В принципе об этом говорят давно. Насколько реальна эта угроза сейчас?

Эдуард Батанов: Очень даже реальна. В последнее время, за редким исключением, мы не включаем в адресную инвестиционную программу объекты, не имеющие надлежащим образом оформленных документов. В прошлом году таким исключением оказалось строительство новых станций и линий метро. Нас заверяли, что все документы будут к концу года, в крайнем случае в I квартале. Но их нет до сих пор. В результате достаточно большие средства придется перераспределять. Вы ведь не хотите ездить в метро, построенном без надлежаще оформленных проектов? Мне кажется, строить метро, не имея заключения экспертизы, по меньшей мере неразумно. Никто в этом случае не гарантирует безопасности. Поэтому все разговоры о том, что мы меняем планы строительства в угоду конъюнктуре, не имеют под собой никаких оснований.

"Петербургский дневник": Ежегодно вы отчитывались об исполнении бюджета за минувший год на правительстве после его утверждения казначейством. Состоится ли традиционная процедура?

Эдуард Батанов: Обязательно. Четвертого апреля мы получили письмо, что наш отчет принят казначейством в полном объеме и без замечаний. Теперь нам предстоит сформировать проект закона об исполнении бюджета 2012 г., в мае мы вынесем его на правительство, а до 1 июня планируем внести в парламент. К этому моменту КСП должна подготовить итоги внешней проверки всех распорядителей.

"Петербургский дневник": А какова процедура прохождения корректировки закона «О бюджете»?

Эдуард Батанов: Депутаты 24 апреля рассмотрят его в первом чтении, 15 мая – во втором и 29 мая – в третьем. 

После второго чтения можно будет объявлять конкурсные процедуры.

Закрыть