Яндекс.Метрика
  • Маргарита Платова

Отец Александр: "Двери Церкви открыты"

О взаимодействии РПЦ с другими религиями «ПД» рассказал настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери отец Александр Сорокин.

О взаимодействии РПЦ с другими религиями «ПД» рассказал настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери отец Александр Сорокин.

Интервью с председателем Информационно-издательского отдела Санкт-Петербургской епархии, настоятелем храма Феодоровской иконы Божией Матери отцом Александром Сорокиным)
Петербург – без преувеличения многонациональный город. И сегодня в нем проживают приверженцы различных конфессий. Христианство, Буддизм, Иудаизм, Мусульманство… светский социум находит выход в доброй пропаганде идеи толерантности – терпимости к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, а также вероисповеданию и национальности.

"Петербургский дневник": Как сегодня сосуществуют морально-нравственные интересы людей, и как Русская православная церковь взаимодействует с представителями других религий в Петербурге?

Отец Александр: Вопрос межконфессионального взаимодействия – очень многоплановый. Существует, как известно, большой спектр христианских, но не православных конфессий: прежде всего, это католики и протестанты. За пределами большого и многообразного христианского мира религиозный спектр продолжается в виде других мировых религий, вполне сопоставимых по древности с христианством, а иногда и более старших по возрасту, таких как буддизм, иудаизм, ислам. Каждый человек, задумывающийся о духовном пути, волен выбирать ту религию, которая ему ближе, хотя при этом колоссальное и, чаще всего, решающее значение имеет то, в какой культурной среде, в какой семье, в какой стране родился человек. Исторически сложилось так, что христианство стало самой близкой верой для русского человека. Это многовековые традиции, основы нашей нравственности и духовного развития.

Что же касается межконфессионального диалога, то он зависит прежде всего от того, о какой из религиозных традиций идет речь – христианской или не христианской. В разные времена эти диалоги был разными – от ожесточенных споров и кровопролитных войн (что и диалогом-то вряд ли может быть названо) до благожелательного и заинтересованного общения. Многое зависит, как в прошлом, так и сегодня, от уровня и статуса участников. Одно дело, например, общение супругов, из которых, скажем, один православный, а другой – католик. А другое дело – официальные встречи иерархов разных церквей.

Безусловно, сегодня Русская православная церковь в Петербурге взаимодействует с представителями других верований. Многие вопросы, имеющие общегородское социальное значение, не требуют отдельного обсуждения, а решаются на основании единых нравственных законов. Например, спектр тем мирного сосуществования прихожан религии мусульманства и христианства. Людям нужно непрестанно учиться любить друг друга, уважать. Это особенно касается жителей огромного мегаполиса. Поводов для стрессов и недовольства в вечной гонке и мирской суете может быть много. Нам всем нужно прилагать усилия к поддержанию мира и согласия в обществе.

"Петербургский дневник": Как сегодня у РПЦ складываются отношения с молодежью?

Отец Александр: Не нужно полагать, что молодежь представляет собой отдельную, изолированную прослойку. Поэтому я бы не стал даже употреблять выражение «отношения с молодежью», как будто Церковь и молодежь – две не пересекающиеся общности. Мы, что называется, не по разные стороны забора. Среди прихожан и среди членов церкви немало молодых людей. То, что церковь посещают только пожилые, – это устаревшее клише, не более. Ведь сегодня двери церкви открыты для всех, тогда как в советские годы в церковь ходили в основном пожилые люди (откуда и «растут ноги» у этого клише) именно по той причине, что христианская вера преследовалась (не де-юре, а де-факто) и люди молодого и зрелого возрастов просто опасались «светиться» в храме. Да и государственная атеистическая пропаганда неплохо работала.

Сегодня, повторяю, в Церкви довольно много молодежи – где-то больше, где-то меньше. На уровне епархии создан даже отдел по работе с молодежью. Впрочем, не стоит пугаться такого немножко казенного названия: как и любое другое структурное подразделение епархиального управления, отдел не охватывает всей широты церковной жизни, которая проходит прежде всего на уровне конкретных приходов, в общении конкретных людей. Он призван координировать наиболее значимые и видные проекты.

Поэтому здесь имеет смысл интересоваться в конкретных приходах. Например, в приходе, где я настоятель (Феодоровский собор на улице Миргородская, д. 1) специальных методов вовлечения ребят у нас нет. Но та молодежная аудитория, которая есть у нас в приходе, – это позитивные и здоровые ребята, которым свойственно иметь те же интересы, что у других. Они регулярно встречаются для чтения Евангелия, устраивают совместные выезды за город, в том числе и по духовным вопросам: беседуют о Боге, о душе, о смысле жизни. Церковь настроена дружелюбно ко всякому приходящему. Это и интернет-общение: чаты, группы в социальных сетях. Если у человека возникает какой-то духовный вопрос, мы всегда готовы ответить.

"Петербургский дневник": Как Русская православная церковь взаимодействует с самыми юными прихожанами? Какие новые методы применяют духовные учителя сегодня, когда глобализация и засилье информации поглощают умы с самого раннего возраста?

Отец Александр: С детьми занимаются как в более традиционных формах – рассказывая об основах христианства в воскресных школах (по выходным дням), так и интерактивно. Маленькому человеку интересно познавать мир через игру. Опять же, могу говорить на примере вверенного мне Феодоровского прихода: для проповеди известных христианских ценностей – любви к ближнему, дружбы, понимания и сострадания - используем формы театральных постановок, игр, развлечений. В этом, кстати, активно участвует та же молодежь.

"Петербургский дневник": Расскажите о добровольческой деятельности: помощи в больницах, поддержке инвалидов, привлечении волонтеров для помощи в хосписах, других видов деятельности добровольцев.

Отец Александр: Добровольчество в традиции христианства существовала всегда. В советское время Церковь претерпела немало испытаний, но никогда не отворачивалась от тех, кто нуждался в помощи и поддержке. Добровольчество как система сегодня только выстраивается. И в каждом приходе складывается по-разному. Работы всегда много: в больницах и хосписах духовные лица помогают медсестрам ухаживать за больными. При этом люди, испытывающие болезни, зачастую нуждаются просто в разговоре, не в проповеди и покаянии.

Самое трудное – когда человек остается один на один со своей бедой. Поддержать его в трудную минуту – уже большое дело. Еще раз повторюсь, любовь к ближнему, сочувствие и уважение – основополагающие для любой религии. Уверен, со мной согласятся приверженцы всех конфессий.

Закрыть