Яндекс.Метрика
  • Александр Лобановский

Туристы из России остаются беззащитными

Российские туристы на днях получили больше защиты на случай финансовых проблем тур­операторов. Но на деле граждане вынуждены, как всегда, уповать прежде всего на собственную бдительность.

Российские туристы на днях получили больше защиты на случай финансовых проблем тур­операторов. Но на деле граждане вынуждены, как всегда, уповать прежде всего на собственную бдительность.

Покупка путевки в турфирме по-прежнему остается для петербуржцев разновидностью лотереи. На кону – либо отдых, либо потраченные нервы и потерянные деньги. Так, в конце апреля группа туристов из Петербурга не смогла отправиться в Венецию – подвела виртуальная туристическая компания Travel Cash Online, не расплатившаяся с туроператором. 

В прошлом году обанкротились или попросту исчезли, оставив туристов без отдыха, более 100 агентств. Причем именно в Санкт-Петербурге зафиксированы наиболее громкие случаи, отмечают в Ассоциации туроператоров России (АТОР). Наибольший резонанс вызвали ситуации с компаниями «Альфа-Лайн», «Мир путешествий и экскурсий», «Семь футов», «Джулия трэвел», «5 звезд». В 2011 г., бросив клиентов, исчезло руководство «Магазина хороших путевок».

Опаздывают на отдых

Остаться без оплаченного отдыха, конечно, крайне неприятно, но еще хуже – столкнуться с проблемами уже за границей. Очень часто клиенты обанкротившихся турфирм оказывались попросту брошенными на произвол судьбы. Принимающая сторона, не получив денег от туроператора, зачас­тую начинала относиться к туристам как к заложникам.

С мая этого года таким ситуациям должен был прийти конец. В России появилась ассоциация «Турпомощь», членство в которой обязательно для всех тур­операторов, работающих в сфере выездного туризма. Каждый член «Турпомощи» вносит 100 тыс. рублей в компенсационный фонд. В случае финансовых проблем тур­оператора средства этого фонда идут на оказание помощи его клиентам за рубежом, включая организацию выезда из страны пребывания, хранение багажа, обеспечение неотложной медицинской и правовой помощи, питание, предоставление гостиницы, если ожидание вылета затянется.

Крайний срок вступления в «Турпомощь» прошел 4 мая. Но на данный момент в реестре ассоциации значатся около 1,6 тыс. туроператоров, что составляет примерно 80% от их общего количества. 

Директор «Турпомощи» Вячеслав Басов говорит, что прием туроператоров продолжается. «Кто-то не знал, кто-то не успел», – объясняет он. Особенно много опаздывающих из Петербурга: 20-40% от количества вступивших в последние дни.

Путевки вне закона

«Эта цифра достаточно условная, – считает исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. – Примерно 80% взято от прошлогоднего количества туроператоров, но каждый год их количество меняется. Какие-то компании сократили количество юрлиц, чтобы не платить по 100 тыс. за каждое. Кто-то перешел в статус агента».

Тем не менее все эксперты признают, что часть туроператоров не вступили в «Турпомощь» и продолжают работу. Но уже незаконно. «Если турфирма не является членом ассоциации, она не имеет права заниматься туроператорской деятельностью. Иначе это будет считаться незаконным предпринимательством», – говорит директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Татьяна Гаврилова. 

Клиент такой компании, по ее словам, получит помощь за границей лишь в том случае, если ситуация будет находиться в зоне ответственности государства, то есть в случае техногенных, природных или политических катаклизмов. В случае финансовых проблем туроператора, не состоящего в «Турпомощи», ассоциация за него платить не будет.

Еще одна проблема заключается в том, что путевки по раннему бронированию продаются за несколько месяцев. И, к примеру, в январе граждане покупали туры у вполне законопослушных компаний. Но к тому моменту, когда они отправятся в путешествие, далеко не факт, что турфирма выполнит новые требования закона и сделает взнос в фонд «Турпомощи».

Кто проследит

Законодательство о защите туристов совершенствуется в России уже не первый год. Так, несколько лет назад туроператоров обязали иметь страховку или банковскую гарантию на случай возникновения финансовых проблем. Однако надзор за соблюдением законодательства турфирмами пока оставляет желать лучшего. 

«Только с этого года вступили в силу поправки об административных штрафах за нарушения работы турфирм», – говорит Майя Ломидзе. 

Надзорными функциями за туристическими компаниями наделено Министерство культуры. «Откровенно говоря, непонятно, как оно будет выполнять эти функции, – сомневается Майя Ломидзе. – У него нет территориального аппарата и соответствующих возможностей».

Проверки соблюдения прав потребителей, в том числе клиентов турфирм, периодически проводит Роспотребнадзор. Однако и он ограничен в своих возможностях. Какую-то часть ответственности должна взять на себя «Турпомощь». Пока что Вячеслав Басов обещает передать в Федеральное агентство по туризму список туроператоров, не вступивших в ассоциацию. Сделать это он планирует после праздников.

Дело рук отдыхающих

А пока что туристы по-прежнему должны рассчитывать прежде всего на самих себя. А именно – на собственную бдительность. Название туроператора, размер финансовой гарантии или страховки, членство в ассоциации – все это должно быть прописано в договоре. Однако, собираясь в отпуск, граждане бывают крайне беспечны.

«Наши туристы всего лишь относительно недавно стали проверять наличие фирмы в реестре туроператоров», – сетует Майя Ломидзе. 

Единый федеральный реестр уже много лет ведет Ростуризм. Нахождение в нем – обязательное условие ведения туроператорской деятельности. 

Сколько еще времени уйдет на то, чтобы туристы привыкли внимательно изучать всю информацию о компании, которой они доверяют свой отдых, – большой вопрос. Грезы о далеких берегах на серьезные мысли не настраивают.

Закрыть