Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Стаценко

Сергей Автомонов: "Полицейского в метро бояться не надо"

О специфике охраны и поддержания общественного порядка в петербургском метрополитене «Петербургскому дневнику» рассказал начальник полиции на метрополитене ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области полковник полиции Сергей Автомонов.

О специфике охраны и поддержания общественного порядка в петербургском метрополитене «Петербургскому дневнику» рассказал начальник полиции на метрополитене ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области полковник полиции Сергей Автомонов.

"Петербургский дневник": Какие меры принимаются в петербургском метрополитене в плане безопасности и охраны общественного порядка? 

Сергей Автомонов: Принимаются совместные меры безопасности, разработанные аппаратом ФСБ, метрополитеном, Управлением полиции на метрополитене; каждым в соответствии со своей компетентностью. Совокупность принимаемых мер дает определенный результат, который положительно влияет на безопасность граждан и общественный порядок в метро. Хотел бы отметить тесное взаимодействие со службой контроля метрополитена (СКМ): имея достаточно «солидную армию» из 800 человек, вместе с нашими полицейскими они несут службу на станциях. 

Дать какую-то однозначную оценку мероприятиям по охране общественного порядка в метро нельзя: это целый комплекс мероприятий всех служб и подразделений. В настоящее время проводится апробирование технических средств на станции метро "Ладожская", по результатам испытаний которых будут приниматься решения, какие из технических средств устанавливать на станциях. Прежде всего это увеличение плотности камер видеонаблюдения. С уверенностью могу заявить, что треть преступлений, совершаемых в метрополитене, раскрываются при помощи видеонаблюдения. На сегодняшний день уже почти ликвидированы так называемые «мертвые зоны» и все происшествия, которые происходят в метрополитене,  при помощи видеонаблюдения мы видим.

"Петербургский дневник": То есть пока еще эта система на полную не работает? 

Сергей Автомонов: Любая система всегда должна совершенствоваться, а просчеты и недоработки должны устраняться. К примеру, проходит футбольный матч, на который приезжают болельщики, с которыми не очень ладят фанаты «Зенита». Где-то происходит драка, а мы ее сразу не видим. В ближайшее время ситуация изменится в положительную сторону и все, что происходит в метро, будет к нам поступать мгновенно. Это позволит оперативно взаимодействовать с нарядами из близлежащих районов. Надо отметить, что своих сил у нас маловато, поэтому приходится взаимодействовать с территориальными органами. 

"Петербургский дневник": Вы упомянули драки. Как раз совсем недавно была драка, в которой участвовали 17 человек, и именно ваше управление вычислило и задержало всех участников инцидента достаточно оперативно. Как вам удалось добиться таких результатов?  

Сергей Автомонов: В драке, которая произошла на платформе станции метро «Парк Победы», участвовали  подростки в возрасте до 17 лет. На почве внезапно возникших неприязненных отношений произошла стычка, которая длилась буквально 40 секунд, после чего все разбежались. Каждый участник драки установлен, на каждого составлен административный протокол. Изъято оружие. Все материалы проверки направлены как по месту обучения самих подростков, так и в комиссию по делам несовершеннолетних для принятия мер административного воздействия. В настоящее время установлены практически все участники второй драки, которая произошла на станции метро "Пл. Мужества". Поэтому хочу сразу предупредить желающих подраться на станциях метро – это не место для выяснения отношений, и меры будут нами приниматься самые жесткие.   

"Петербургский дневник": Насколько быстро могут полицейские прибыть на место, где происходит тот или иной инцидент?  

Сергей Автомонов: По примеру драки на станции метро «Парк Победы» мы проводили хронометраж по видеонаблюдению - через 2 минуты 40 секунд полицейский уже был внизу. Все зависит от местонахождения. С установленной регулярностью полицейский совместно с сотрудником СКМ производит обход станции с целью выявления при осмотре каких-либо бесхозно оставленных предметов. В конкретном случае полицейскому сообщили о том, что внизу драка, как раз после очередного обхода,  при подъеме наверх дежурный по станции довел эту информацию.  

"Петербургский дневник": Всего один полицейский на целую толпу агрессивно настроенных подростков. Он же просто физически не справится. 

Сергей Автомонов: Хотя бы профилактически своим появлением он сможет немного сдержать их пыл и развести буянов в стороны. При этом не стоит забывать, что пока полицейский спускается к месту происшествия, он незамедлительно докладывает в дежурную часть, чтобы с соседних станций начали собираться силы, а также мы ориентируем районные подразделения.

"Петербургский дневник": Расскажите, как правильно должен вести себя пассажир, обнаруживший в метро брошенный пакет или сумку? 

Сергей Автомонов: На большинстве станций уже есть информационные стойки, посредством которых можно связаться либо с полицией, либо с дежурным по станции. Да и вообще можно обратиться к любому сотруднику метрополитена, независимо от принадлежности к службе. В любом случае идет оперативный взаимообмен информацией между службами.  

"Петербургский дневник": А если пассажир, увидев пакет и оценив его визуально, понял для себя, что никакой опасности он не представляет, и чего лишний раз беспокоить полицию? 

Сергей Автомонов: Для этого мы и несем службу, чтобы нас беспокоить. Прежде всего мы призваны обеспечить безопасность граждан. А пассажир своей бдительностью оказывает неоценимую услугу в обеспечении общественного порядка. К примеру, после произошедшего взрыва в московском метрополитене сразу же был зафиксирован всплеск обращений граждан. Людей начинает подталкивать страх и усиливает их бдительность. Поэтому не надо стесняться, когда обратили внимание на что-нибудь подозрительное, незамедлительно сообщать нам, дальше мы уже отработаем. 

"Петербургский дневник": Насколько известно, когда поступает информация о таких бесхозных подозрительных предметах, правоохранители вынуждены подтягивать большое количество сил, оцеплять станции, задействовать спецтехнику. Все это стоит немалых денег. 

Сергей Автомонов: А что делать. Приходится и станцию закрывать, из-за чего страдают пассажиры метрополитена, да и сам метрополитен несет убытки. Но, тем не менее,  безопасность граждан важней. Случаи бывают действительно разные. 

"Петербургский дневник": А диггеры никогда вам не попадались? 

Сергей Автомонов: Для обеспечения жизнедеятельности метрополитена по территории города стоят вентиляционные шахты. И вот эти диггеры имели неосторожность в силу своей любознательности вскрывать шахты. Пилили решетки, причем это делали постепенно, за несколько дней. И в зависимости от высоты они спускались для того, чтобы полазить, пофотографировать. Основной же вред от них – это взлом самих решеток. Но сейчас все вентиляционные шахты взяты под охрану вневедомственной охраны, и вопросов с диггерами у нас возникает значительно меньше. 

"Петербургский дневник": Значит, раньше диггеры все-таки проникали? 

Сергей Автомонов: Молодость преград не видит, даже если это вентиляционная шахта. Проявления были на разных станциях. Но могу заявить, что сломать решетку и влезть в помещение начала шахты еще не означает проникновения на территорию самого метро. Существует многоуровневая сигнализация и так далее. У нас на диггеров своя картотека, проводится определенная работа, в том числе и оперативная.  

"Петербургский дневник": Несмотря на то, что в метро усиленные меры безопасности, отлаженная система наведения общественного порядка, тем не менее по вагонам до сих пор ходят бомжи, попрошайки и бесчисленные торговцы. Я даже сам недавно приобрел какую-то хреновину… 

Сергей Автомонов: Вот, являетесь пособником. Скажу сразу, эта проблема имеет место быть. Я понимаю, что она доставляет беспокойство людям, которые пользуются  услугами метрополитена. Но все эти граждане проходят в метрополитен не с «просящей» рукой, а как обыкновенные пассажиры, и ограничивать их проход в метрополитен законодательно не предусмотрено. Вопрос в другом  - как искоренить это? Да, мы проводим рейды, задерживаем, привлекаем к административной ответственности. Таких примеров я могу привести много. Но это, по моему мнению, искоренить можно только одним способом: не надо подавать, не стоит покупать, и проблема эта исчерпает себя. Не стоит проявлять жалости к инвалидам с протянутой рукой в форменном обмундировании – никакого отношения к боевым действиям или к армии у них никогда не было. Инвалидность они получали несколько при иных обстоятельствах. А если все же нашим гражданам в действительности надоели данные проявления в вагонах метро, то напомню о существующей связи «пассажир-машинист». Связь действует оперативно, что позволяет сотрудникам полиции своевременно задержать нарушителей общественного порядка, с дальнейшим привлечением последних к административной ответственности.

"Петербургский дневник": Сейчас идет много разговоров о целесообразности продления времени работы метро. Как относится управление полиции на метрополитене к такой инициативе, ведь это создаст определенные сложности, а личного состава и так не хватает? 

Сергей Автомонов: Полиция несет службу круглосуточно, поэтому здесь какого-то неудобства именно для нас нет – служба, как она шла, так и будет идти. 

"Петербургский дневник": Какие виды преступлений  совершаются в метро? 

Сергей Автомонов: Более 90% всех зарегистрированных преступлений - это выявление лиц, хранящих при себе наркотики. Их переносят в карманах, как правило, для личного потребления. Только за три месяца этого года у нас зарегистрировано более 200 проявлений таких преступлений. Бывает, что попадаются и с крупными партиями, в основном на примыкающих к железнодорожным вокзалам станциях – пл. Восстания, Ладожская. На втором месте по частоте совершений – карманные кражи.  За 3 месяца зарегистрировано 64 карманные кражи, из них по 20 кражам воры задержаны. Как правило, от воров страдают центральные станции – Гостиный двор, Маяковская, пл. Восстания. 

"Петербургский дневник": Что еще делается для усиления безопасности и охраны общественного порядка? 

Сергей Автомонов: Благодаря ГУП «Метрополитен» в Управлении полиции летом начнет функционировать кинологический центр, который расположен вблизи станции метро «Парнас». Сейчас закончили с комплектованием кинологами. Собаки будут натренированы на взрывчатые вещества и обнаружение наркотиков. При необходимости будем использовать наряды с собаками в момент проведения спортивных и культурно-массовых мероприятий. Поэтому надо понимать, что сотрудник полиции со служебной собакой в метро – это, прежде всего, залог безопасности пассажиров.

"Петербургский дневник": Собаки будут стоять на станциях? 

Сергей Автомонов: Нет. Простые граждане, которых это не будет касаться, их даже не заметят. Сотрудник пройдет по платформе с собакой, и все. Ценно то, что те же наркотики собака учует безошибочно. 

"Петербургский дневник": Скажите, имеет ли гражданин право отказаться пройти через рамку, когда его об этом просит сотрудник СКМ?  

Сергей Автомонов: Здесь установлены свои правила пользования метрополитеном: пассажир, который не выполнил требование сотрудника СКМ или сотрудника полиции, не будет пропущен в метрополитен. И опять же, данные правила установлены метрополитеном в первую очередь в целях безопасности своих же пассажиров.

"Петербургский дневник": Если гражданин согласился пройти через рамку и у него обнаружили зарегистрированное оружие – травматическое или боевое – такого пустят в метро? 

Сергей Автомонов: Если у него все документы в соответствии с законодательством, то пассажир имеет право проезда в метро. 

"Петербургский дневник": Если же все-таки у пропущенного через рамку обнаружили что-нибудь незаконное, его задержат? 

Сергей Автомонов: В настоящее время по законодательству право досмотра имеет только сотрудник полиции, поэтому сотрудник СКМ лишь оказывает содействие. То есть самостоятельно произвести какое-либо действие по досмотру или задержанию он не имеет права. 

"Петербургский дневник": Как сейчас обстоят дела с набором новых сотрудников? Есть ли вообще желание у молодежи идти работать в полицию, в частности в полицию на метрополитене? 

Сергей Автомонов: Уже с прошлой осени молодежь, отслужившая в армии, весьма активно идет к нам. И это несмотря на жесткий отбор. И как положительный момент – за первый квартал этого года мы приняли на службу 27 человек. Наблюдается заинтересованность. Ребята видят стабильность, достойное денежное содержание и соответствующие условия работы. Интерес к службе есть. 

"Петербургский дневник": А много тех, кто уходит со службы не в силу выслуги лет и возраста? 

Сергей Автомонов: Сейчас этот отток фактически сведен к нулю.  

"Петербургский дневник": Что является наиболее эффективным в плане профилактики безопасности и общественного порядка? 

Сергей Автомонов: Наиболее эффективным способом является плотность камер видеонаблюдения с хорошей разрешительной способностью. Мы имеем возможность рассматривать фотографии интересующих нас лиц в отличном качестве.  В метрополитене сейчас установлено 1767 камер видеонаблюдения. Как пример, в 2011 году неизвестный в метро колол девочек иголкой в открытые части тела. И только благодаря кропотливой работе мы установили фотографию этого злодея, раздали нарядам и задержали его. Второе хорошее техническое средство, которое проходит сейчас тестирование, – это система «Сова». Ее смысл заключается в том, что база наполняется фотографиями лиц, которыми интересуются правоохранительные органы, и когда человек спускается в метро, и если его фото находится в базе, «Сова» выдает сигнал, что спускается лицо, которое находится в розыске.

"Петербургский дневник": Ваши пожелания пассажирам петербургского метрополитена?

Сергей Автомонов: Человека в полицейской форме в нашем метро бояться не надо. К нему надо обращаться по любому факту, а также за помощью, за содействием. Мы всегда готовы помочь. 

Закрыть