Яндекс.Метрика
  • Кирилл Белый

Екатерина Синюкова: "Много детей - это счастье"

Стаж семейной жизни Екатерины и Владимира Синюковых – 20 лет. У них шестеро детей. О том, почему семья обязательно должна быть большой, как правильно воспитать ребят и при этом сохранить любовь, рассказывает многодетная мама Екатерина Викторовна.

Стаж семейной жизни Екатерины и Владимира Синюковых – 20 лет. У них шестеро детей. О том, почему семья обязательно должна быть большой, как правильно воспитать ребят и при этом сохранить любовь, рассказывает многодетная мама Екатерина Викторовна.

"Петербургский дневник": Екатерина, расскажите, как вы познакомились со своим будущим мужем.

Екатерина Синюкова: Во всем есть заданность свыше, воля Бога, назовите как хотите. После третьего курса в Герцена нужно было пройти педпрактику в лагере вожатыми. При жеребьевке мне выпало работать в одном отряде с будущим супругом. Он тоже учился в этом же вузе, только я на факультете математики и информатики, а он – на ИЗО. Так мы и познакомились. В сентябре я узнала, что у нас будет ребенок, а в октябре мы обвенчались. Потом взяли профсоюзные путевки и совершили свадебное студенческое путешествие по святым местам Подмосковья. А 28 мая 1995 г., как раз на год знакомства, у нас родилась дочь Валентина.

"Петербургский дневник": Вам, в ту пору студентам, не страшно было решиться на ребенка?

Екатерина Синюкова: Мы о трудностях не думали. И я, и муж очень хотели ребенка. А главное, с первых дней знакомства мы сошлись на том, что детей должно быть не меньше трех.

"Петербургский дневник": Почему?

Екатерина Синюкова: Один ребенок – это лабораторная работа для взрослых. Ребенок будет либо эгоистом, либо заброшенным. Нужно быть очень талант­ливыми родителями, чтобы найти золотую середину в воспитании одного чада и вырастить всесторонне развитого, доброго, отзывчивого и любящего человека. Два ребенка – это весы, когда кто-то обязательно перевешивает. А ведь задача родителей – «уравновешивать» и детей, и свое отношение к ним. Три ребенка – это компромисс, но и этого мало для полноценной семьи.

Приведу такой пример. Все мы знаем из геометрии понятия точки, прямой, плоскости, пространства. Так вот, один ребенок – это точка в пространстве. Две точки задают прямую, три – плоскость. И лишь четыре точки, не принадлежащие одной плоскости, задают пространство. Чем больше различных точек, тем многограннее пространство. Чем больше семья, тем больше возможностей получить «красивую фигуру в простран­стве».

"Петербургский дневник": Как вы с мужем решили строить будущую семью?

Екатерина Синюкова: Мне не нравится это слово, оно больше относится к дому, дороге, городу. Семья рождается, развивается, совершенствуется. Это очень хрупкий творческий процесс, касающийся двух любящих друг друга людей. Планировать здесь невозможно, да и не нужно, чтобы не было разочарования и обиды. Мы жили каждым днем, не заглядывая в будущее.

Поселиться мы решили у мужа с его отцом, за которым требовался уход. А финансовый вопрос давно стал философско-математическим. Денег всегда недостаточно, но при этом нужное на данный момент количество есть всегда. Или, по-другому, Господь дает нам столько, сколько считает нужным. Надо быть благодарным за все.

"Петербургский дневник": Видимо, вы глубоко религиозный человек.

Екатерина Синюкова: Мое детство прошло при социалистическом строе, когда вместо «Слава богу» говорили: «Слава Советской власти», спаситель – Ленин, а не Христос, летоисчисление шло от новой эры, а не от Рождества Христова. Мои родители крестили меня в раннем возрасте, хотя сделать это тогда было трудно. И все же при случайном попадании в храм меня всегда охватывало особое чувство, никак не объяснимое. 

К вере меня привели, скорее всего, дети. Читая с ними Библию, я видела, как они все легко понимают. После литургии у детей всегда были вопросы, на которые нужно дать ответы, то есть найти их. Так, медленным шагом мы шли к укреплению нашей веры и становлению на путь спасения души.

"Петербургский дневник": Признайтесь, не жалели ли вы о том, что какие-то возможности упущены? Были ли разочарования?

Екатерина Синюкова: Рождение желанного ребенка от любимого человека не может сравниться ни с какой карьерой. Разочарований не было. Были понимание, уважение, взаимопомощь; пеленки, животики, крики, бессонные ночи, ошибки неопытной мамы, советы бабушки, глупые книги по воспитанию детей и т.п. Я была уверена, что через год вернусь в институт, найду работу. Идеалом деловой женщины-матери для меня в то время была Софья Ковалевская. Эпизод фильма, просмотренного в детстве, где она работает за столом, а рядом бегают двое маленьких детей, прочно остался в моей памяти. Я знала, что тоже все смогу, что все еще впереди. А сейчас нужно наслаждаться общением с малышкой.

"Петербургский дневник": И что же, через год сбылись надежды?

Екатерина Синюкова: Я узнала, что снова беременна. Очень хотелось сына. УЗИ показало мальчика. Это было чудо! Пришлось планы отложить еще на год.

"Петербургский дневник": А как складывалась в это время карьера вашего мужа? 

Екатерина Синюкова: До поступления на факультет ИЗО он работал реставратором. Во время учебы выполнял разовые заказы. Чтобы содержать семью, вынужден был пойти работать в розничную торговлю. Но это были временные и вынуж­денные меры. Сейчас он преподает в школе, принимает участие в реставрации различных объектов нашего города, выполняет на заказ и для себя живописные работы. Мечтает больше заниматься детьми и творчеством.

"Петербургский дневник": Между детьми неизбежно возникают конфликты. Как вы их решаете? 

Екатерина Синюкова: Больше всего ссор было, конечно, у двух старших детей. Нередко доходило и до боев. Обижались, если одному что-то купили, а другому нет, приходилось всегда находить компромисс. С появлением третьего ребенка ссор стало меньше. Сейчас споры младших детей разрешают старшие. Если у них не получается, вступаю я. Если мой голос тоже не слышен, приглашаем главного судью – папу.

"Петербургский дневник": Существует устойчивый стереотип: к младшим детям относишься с большей нежностью, нежели к старшим. Как бы вы прокомментировали это?

Екатерина Синюкова: Так оно и есть. Ведь чем младше ребенок, тем больше он требует к себе внимания и ухода. Новорожденные дети – ангелы, излучающие свет и добро, поэтому родители с большим умилением и нежностью общаются с малышом. Старшим нужно только объяснить, что они тоже были такими же маленькими и с ними так же нежно нянчились, что старших и сейчас любят, хотя они не всегда слушают родителей и часто их огорчают. Как правило, дети это понимают, особенно если с первых дней появления малыша в семье разрешить старшим общаться с ним.

"Петербургский дневник": Как вы решали, какой ребенок чем будет заниматься? Кто – музыкой, а кто – танцами? Были ли это единогласные решения или споры?

Екатерина Синюкова: Двоих старших детей мы пытались запихнуть во все, что только можно. Желания третьей дочери шли вперед наших мыслей и возможностей. С 10 месяцев она присутствовала на уроках флейты и домры у брата с сестрой. И в 2 года сказала, что будет играть на скрипке, а в 3 года захотела танцевать. С четвертым сыном у меня не было времени посещать кружки в дошкольном возрасте. К первому классу он сам выбрал баян и усердно, конечно, не без напоминания родителей, занимается на нем. С большим удовольствием играет в футбол. Я не знаю, какой дать совет родителям в выборе кружков. С каждым ребенком нужно решать индивидуально. Главное, не пытаться впихнуть в чадо все, о чем мечтали сами или, как вам кажется, что модно сейчас. Дайте ребенку выбор.

"Петербургский дневник": Через год вы с мужем отметите 20-ю годовщину свадьбы. Как изменились ваши отношения?

Екатерина Синюкова: Эти годы прошли на одном дыхании, как будто мы познакомились только вчера. Любой вопрос всегда решается совместно, а теперь и с согласия детей. Споры, конечно, бывают, но не ссоры. Главное, вовремя кому-то уступить. А там время покажет, кто был прав. Главное – любовь и уважение.

"Петербургский дневник": Выбираетесь ли вы куда-нибудь с мужем?

Екатерина Синюкова: По магазинам, музеям, театрам мы ходим вдвоем с мужем, малышей оставляем со старшими. Когда старшие были маленькими, просили мою маму посидеть с внуками. Старшая дочь с 3 лет, а сын – с почти 2 посещали садик. Он здорово помогал, я ведь пошла доучиваться. А еще дети лет с 4 лет прекрасно могли остаться дома одни на пару часов.

"Петербургский дневник": Ощущается ли поддержка со стороны государства?

Екатерина Синюкова: По сравнению с 2002 г. сейчас много делается в поддержку многодетных семей. Что-то только на словах, а что-то и на деле. Два года назад получили квартиру. Указ о земельных участках пока не работает. Пользуемся льготами, пособиями.

"Петербургский дневник": Остается ли у вас время на саму себя с такой большой семьей?

Екатерина Синюкова: Это самый сложный вопрос. Время можно выделить всегда. Но хотелось бы удлинить сутки часов на двенадцать.

"Петербургский дневник": А если бы у вас была возможность что-нибудь изменить в прошлом – что бы это было?

Екатерина Синюкова: Ничего. Может, добавила бы еще детей.

Закрыть