Яндекс.Метрика
  • Маргарита Платова

Госдума предлагает вернуться к системе распределения выпускников вузов

Госдума РФ планирует рассмотреть в осеннюю сессию проект изменений в закон «О высшем и профессиональном образовании».

Москва, 30 июля. Госдума РФ планирует рассмотреть в осеннюю сессию проект изменений в закон «О высшем и профессиональном образовании». Депутаты предлагают абитуриентам право заключить с вузом договор.

По его условиям после окончания обучения специалист должен отработать не менее двух лет по специальности там, где это необходимо работодателю. Изменения коснутся только студентов, обучающихся на бюджетной основе.

По мнению проректора по учебной работе Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, доктора педагогических наук Виталия Кантора:

«Государство, безусловно, имеет право требовать отдачи от тех денег, которые оно вкладывает в подготовку выпускника. Ведь по разным подсчетам на одного студента в среднем затрачивается около 80 тыс. рублей в год».

Стоит отметить, что текст законопроекта еще не готов, он существует лишь в качестве идеи. По мнению ректора Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова Владимира Нечаева:

«В нынешнем виде эта идея нереалистична. Она не будет доведена до конца, и, если будет доведена, то в конечном итоге реальностью не станет. Сама инициатива весьма сомнительно согласуется с правовым полем РФ. Даже, если этот законопроект получит одобрение в Госдуме, то впоследствии в Конституционном суде он будет поставлен под сомнение».

Виталий Кантор относится к инициативе депутатов менее критично: «Идея заслуживает обсуждения хотя бы потому, что действительно есть целый ряд отраслей народного хозяйства, социальной сферы, где кадровый голод ощутим настолько, что это становится серьезной проблемой для общества».

Однако сам Виталий Кантор также видит существенные недостатки в предложенной инициативе: «Говорить о каких-то механизмах некоего «принуждения к работе», на мой взгляд, было бы не совсем верно.

Труд по принуждению всегда оказывается недостаточно эффективным. Реализация этого проекта должна быть очень точно продуманна. Например, как связать эту «отработку» с поступлением в магистратуру или аспирантуру?».

Владимир Нечаев также обращается к авторам проекта: «Нужно понять, кого мы хотим получить на выходе из вуза? Или мы хотим получить взрослого и конкурентоспособного человека, привыкшего самостоятельно принимать решение, или мы хотим получить человека, который будет все время рассчитывать на то, что государство будет вести его за ручку: из школы в вуз, из вуза в отрасль».

По его мнению, в России уже сформировалось конкурентоспособное поколение, а такая чрезмерная опека лишь девальвирует состояние соревновательности: «Мы опять будем получать гражданина, который все время смотрит, когда государство создаст для него условия».

видео: телеканал "Санкт-Петербург"

Закрыть