Яндекс.Метрика
  • Маргарита Платова

Наим Голь Мохаммед: В Афгани­стане, как и в России, сильны традиции гостеприимства

Руководитель региональной петербургской общественной организации «Единый афганский центр» Наим Голь Мохаммед рассказал "Петербургскому дневнику" о жизни афганцев в Петербурге.

Руководитель региональной петербургской общественной организации «Единый афганский центр» Наим Голь Мохаммед рассказал "Петербургскому дневнику" о жизни афганцев в Петербурге. Члены региональной организации «Единый афганский центр» участвуют в петербургских, общероссийских и мусульманских праздниках и мероприятиях.

"Петербургский дневник": Наим, об Афганистане петербурж­цам известно немногое. Расскажите, пожалуйста, какие интересные особенности есть у государства с двумя языками, 34 провинциями и шестью соседями.

Наим Голь Мохаммед: Афганистан – страна с древнейшей историей. Первые упоминания о поселенцах и сельских общинах этого региона появились около 4,5 тыс. лет назад. К этому времени, которое сами афганцы называют историческим периодом, относятся расшифрованные иероглифы. Но есть знаки и рисунки, в том числе в пещерах Самангана, более древнего происхождения. И в Мандигаке – около 6-6,5 тыс. лет. Это изображения животных, а также иероглифы, несколько отличающиеся от китайских и египетских. Ученым пока не удалось расшифровать их полностью, тем не менее они указывают на присутствие людей.

Теперь о языках. Их два – пушту и дари. Русский язык и пушту имеют общие корни, они вышли из одной языковой семьи. В пушту есть слова, созвучные русским или схожие ассоциативно. Например, слово «ура», в языческой славянской традиции ассоциирующееся с поклонением солнцу, на языке пушту до сих пор обозначает «свет» («ур»). Русское «жить» звучит как «жван», цифра 2 – как «два», 8 – как «вотто» и так далее. 

Кроме того, в отличие от других языков Кавказа у нас есть как мужской, так и женский род. Так что для индоевропейцев русский язык не является очень сложным.

"Петербургский дневник": Расскажите об афганцах, проживающих в Северной столице.

Наим Голь Мохаммед: Сегодня в Петербурге проживают более 2 тыс. афганцев. Среди них есть представители интеллигенции: врачи, преподаватели, но большинство занимаются коммерцией. Среди приезжих немало детей тех, кто работал на правительство Наджибулы, на родине они подвергаются преследованиям. Есть выходцы из Афганистана, чьи родители погибли или убиты на войне. Часто в Россию приезжают афганцы с низким уровнем грамотности. Они в этом не виноваты: в условиях гражданской войны подчас нет возможности получить образование. 

В России афганские дети проявляют большой интерес к наукам и спорту, многие из них отличники учебы, обладатели медалей и кубков.

"Петербургский дневник": Прошло уже почти 25 лет с даты вывода советских войск из Афгани­стана (1989 г.). Когда вы в последний раз были на родине и что сейчас происходит с государством?

Наим Голь Мохаммед: Я был на родине в прошлом году. Тридцатипятилетняя гражданская война, начавшаяся в 1978 г. и продолжающаяся до сих пор, значительно потрясла и экономику, и экологию.
Средняя продолжительность жизни сегодня низкая – всего около 50 лет. В таких условиях портится и генетика. Вы удивились моему росту (рост Наима Голя – около 190 см. – Ред.), а ведь наши горные провинции всегда славились богатырями – крепкими, высокими людьми, долгожителями.

Но затяжные конфликты оставляют свою печать на всем, чего касаются. Особенно страдают от этого жители равнинных местностей. 

Нам хотелось бы, чтобы американская интервенция закончилась, тогда, вероятно, начался бы период восстановления. 

Да, и советские войска входили в Афганистан, но старожилы говорят: от них нет и не было зверства и жестокости. Русские просто другие – проще и добрее по сравнению с американцами. Они действительно оказывают помощь мирному населению.

"Петербургский дневник": Каковы национальные особенности характера афганцев? В каких праздниках они принимают участие? И что вы можете сказать о русских людях, о петербуржцах?

Наим Голь Мохаммед: Русский народ очень открытый, простой, и в этом мы с вами похожи. Кроме того, в Афгани­стане, как и в России, сильны традиции гостеприимства, взаимовыручки, умения постоять за себя и тех, кто нуждается в помощи. 

По нашим традициям, выдавать человека, попросившего убежище, нельзя (вспомним традиции русского казачьего Дона. – Ред.).

Еще нужно уметь держать свое слово, уважать старших, общину, семью.

Закрыть