Ученые поняли, откуда ноги растут у челябинского метеорита

Чешские и канадские ученые считают, что челябинский метеорит некогда откололся от двухкилометрового астероида 1999 NC43. К такому выводу зарубежные астрономы пришли, изучая многочисленные видеозаписи полета космического тела.

"Мы выяснили, что его (челябинского космического тела) орбита была сходна с орбитой двухкилометрового астероида 86039 (1999 NC43) с таким уровнем статистической значимости, что это позволяет говорить о том, что они были частью одного объекта", — пишет Иржи Боровичка из Астрономического института Академии наук Чехии и его коллеги в статье, опубликованной в журнале Nature.

По оценке ученых, масса космического тела до взрыва составляла около 12 тысяч тонн, размер — около 19 метров. По результатам анализа упавших фрагментов было установлено, что челябинский астероид относится к классу обыкновенных хондритов типа LL5.

Ученые проанализировали 15 видеозаписей полета и вычислили параметры его орбиты до входа в атмосферу.

"Мы заметили, что 2,2-километровый астероид 86039 спектрального типа Q16 (что соответствует обыкновенному хондриту) имеет очень сходную орбиту <…> Хотя это не означает несомненной динамической связи, такое близкое сходство статистически маловероятно", — пишут ученые.

Авторы отмечают, что для того, чтобы оторвать 20-метровое челябинское тело от "родительского", необходимо было придать ему дополнительную скорость от 0,7 до 2 километров в секунду. Эта скорость соответствует энергии удара другого астероида.

Кстати, в июле этого года испанские астрономы подобрали среди известных ученым астероидов другого потенциального кандидата на роль "родителя" челябинского тела. Это фрагмент астероида 2011 EO40.