Яндекс.Метрика
  • Наталья Алексютина

В Петербурге позаботятся о самых маленьких

Для большинства ребят детство начинается с детского садика. И каким оно будет, зависит от среды, которая создана, и от воспитателя, который в эту среду ребенка погружает.

Для большинства ребят детство начинается с детского садика. И каким оно будет, зависит от среды, которая создана, и от воспитателя, который в эту среду ребенка погружает.

Сегодняшний детский сад – это далеко не то учреждение дошкольного образования, которое было несколько десятков лет назад. Особенно в свете введения новых государственных образовательных стандартов. Сегодня детский сад – это большое разнообразие образовательных программ, продуманная развивающая среда, широкий спектр дополнительных занятий, информационные технологии и т.п. 

Проблема решается 

Но все это замечательно и эффективно, когда ребенок посещает детский сад. А если в садике нет мест? Не случайно и родители, и чиновники дефицит мест в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) считают одной из самых  проблемных зон в жизни современного мегаполиса. 

Впрочем, в Петербурге важность проблемы давно оценена органами исполнительной власти. На открытии каждого нового детского сада присутствуют представители властей города – это говорит о том, что задача ликвидации дефицита мест в ДОУ находится в зоне особого внимания. 

Сегодня в Петербурге более 80% детей в возрасте от 1 года до 7 лет посещают образовательные учреждения. И этот показатель существенно отличается от ситуации в целом по России. Для сравнения заметим, что в стране охват услугами дошкольного образования составляет 63,7%.   

Рождаемость идет в рост

По данным Комитета по образованию, увеличение детского населения по районам города происходит неравномерно. Прирост рождаемости в Центральном, Адмиралтейском, Петроградском или Василеостровском районе гораздо менее интенсивен, чем, например, в Красносельском, Выборгском, Пушкинском, Приморском или Калининском. Правда, дефицит мест в детских садах для детей от 1 года до 3 лет сегодня существует прак­тически везде. 

Это обусловлено рядом причин: ростом рождаемости, миграцией внутри города, связанной с жилищным строительством в новых районах, ростом спроса жителей Петербурга на дошкольные образовательные услуги, а также исполнением федерального законодательства по обеспечению услугами дошкольного образования детей трудовых мигрантов из других регионов РФ, стран бывшего Советского Союза, законно проживающих в Петербурге, детей из Ленинградской области, которых в заявительном порядке обязаны обеспечить местами в детских садах. 

На сегодняшний день в Северной столице реализуется целый ряд документов, направленных на развитие системы дошкольного образования, обеспечение его дос­тупности, расширение вариативности работы с детьми дошкольного возраста. В первую очередь это Программа развития системы дошкольного образования в Санкт-Петербурге на 2013-2015 гг. и Прог­рамма строительства и реконструкции детских садов на 2011-2016 гг.

Значительную поддержку в развитии системы дошкольного образования оказывают субсидии из федерального бюджета. Только в 2013 г. на эти цели выделено более 640 млн рублей, которые в первую очередь направляются на соз­дание новых мест для дошкольников.

В прошлом году введены в эксплуатацию пять детских садов, одно дошкольное отделение, один детский сад открыт после реконструкции. Всего планировалось создать около 10 тыс. мест для дошкольников.

Планировать на перспективу

Дальнейшее развитие получит и такое направление развития системы дошкольного образования, как вариативные формы: группы кратковременного пребывания с организацией и без организации питания, дошкольные отделения в школах, семейные группы. Также запланирована работа по созданию особой инфраструктуры для развития детей от 1 года до 3 лет: группы присмотра и ухода, лекотеки (система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития), семейные клубы, консультативные пункты. По-прежнему будет оказываться поддержка негосударственным детским садам и организациям по присмотру и уходу за детьми.
Как отмечают в Комитете по образованию, увеличение детского населения города продолжается уже несколько лет. К примеру, количество дошкольников в этом году по сравнению с прошлым увеличилось на 16 тыс. Поэтому проб­лемы доступности дошкольного образования – это повод для того, чтобы уже сейчас планировать сеть школьных учреждений не только на ближайшую, но и на дальнейшую перспективу. 

В центральных районах города этот процесс, скорее всего, будет иметь позитивные результаты: наполнятся школы, которые сегодня комплектуются менее чем на 75%. А вот для районов активной жилой застройки необходимо уже сегодня предусматривать дополнительные меры, поскольку, к сожалению, темпы строительства социальных объектов значительно отстают от строительства жилых домов, а уже по­строенные объекты не удовлетворяют в полной мере спрос жителей.

Быть воспитателем престижно 

Так же как меняется внешний вид дошкольного учреждения, меняется и его главная фигура – воспитатель. Не секрет, что раньше в детсад шли работать по остаточному принципу – когда уже никуда было не устроиться. Иное дело сейчас. Медленно, но верно статус вос­питателя растет. Этому способствует и тот факт, что несколько лет назад появился общенацио­нальный праздник – День воспитателя и всех дошкольных работников, главная идея которого – привлечь внимание общества к детскому саду и дошкольному воспитанию в целом, поскольку именно в этом возрасте формируется личность.

Сегодня в 1173 ДОУ Санкт-Петербурга трудятся более 40 тыс. работников, из них 18 тыс. – воспитатели. 

Многие до­школьные учреж­дения имеют высокие достижения в воспитании и обучении подрас­тающего поколения. За прошедший учебный год территории 200 ДОУ были оснащены современным игровым и спортивным оборудованием.

С 2010 г. ежегодно по результатам конкурсного отбора 100 лауреатов премии правительства города "Лучший воспитатель государ­ственного дошкольного образовательного учреждения Санкт-Петербурга" получают премию в размере 50 тыс. рублей.

Ряды работников ДОУ ежегодно пополняют и молодые специа­листы. К примеру, в 2013 г. в дет­ских садах Петербурга приступили к работе 327 выпускников педагогических колледжей и Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Закрыть