Яндекс.Метрика
  • Анна Литвинко

Дмитрий Высоцкий: Осеняет только тех, кто думает

Как превратиться в режиссера анимационных фильмов, где черпать идеи, "Петербургскому дневнику" рассказал режиссер Дмитрий Высоцкий.

Как превратиться в режиссера анимационных фильмов, где черпать идеи, "Петербургскому дневнику" рассказал режиссер Дмитрий Высоцкий. Он режиссер-аниматор, призер Открытого российского фестиваля анимационного кино. Номинант премии американской национальной киноакадемии "Оскар" за лучший короткометражный анимационный фильм Lavatory-Lovestory.

"Петербургский дневник": Расскажи, пожалуйста, как из актера стал аниматором?

Дмитрий Высоцкий: По образованию я - режиссер театрального коллектива. Так в Университете Культуры и Искусств называется эта профессия. Актерские навыки прививались нам на протяжении всего обучения режиссуре. Это обычная практика для театральных учебных заведений. Для того чтобы работать с актером, режиссер обязан как можно глубже проникнуть в природу актерского мастерства, чтобы понимать, как это работает, и знать, что требовать или предлагать актеру на сцене. А превращение меня из режиссера театра в режиссера анимационных фильмов началось еще задолго до поступления в вуз.

Мультипликация манила и увлекала еще с детства. Причем это была не просто страсть смотреть мультики (этим болеют все дети), это было желание воспроизвести свои мечты и фантазии на бумаге или с помощью игрушек, буквально оживить свою собственную реальность. Фактически, двигая у себя на столе машинки и солдатиков, я наделял их характерами, придумывал им задачи и сталкивал в конфликтах. Так делают многие дети. Играют и верят в реальность своих выдумок. Не хватает только камеры, чтобы зафиксировать игру, снять это кино. А вот это уже следующий шаг в превращении. Большинство его не делает, а я при помощи любительской кинокамеры начал покадрово снимать пластилиновых персонажей собственного производства. Тут и произошло чудо. Теперь на экране мои герои жили самостоятельно, двигались без помощи моих рук. Это было невероятное ощущение! Я мог придумать и оживить свою вселенную! Ген аниматора намертво встроился в мою творческую ДНК, назад пути не было. Превращение в аниматора началось раньше обучения ремеслу режиссуры.

"Петербургский дневник": Пригодилась ли режиссерская школа в мультиках?

Дмитрий Высоцкий: И режиссерская школа, и актерское мастерство, безусловно, обогатили палитру анимационных выразительных средств. Ведь аниматор и актер очень схожи по природе. Оба выражают что-то посредством перемещения своего "я" в канву жизни вымышленного героя. Просто инструментом актера является его собственное тело, психофизика и душа, а аниматор использует рисунок или куклу, а суть та же. Для того чтобы персонаж в анимации был выразителен, понятен и интересен, аниматор буквально должен сыграть за него роль как актер. Ну и  взгляд "внутреннего режиссера" со стороны тут, конечно, тоже не лишний.

"Петербургский дневник": Надо ли вообще учиться представителям творческих профессий?

Дмитрий Высоцкий: Ни у кого не вызывает сомнения, что профессии врача надо учиться. Можно и не учиться, но кто согласится лечь под нож к такому врачу? А вот о тех профессиях, что находятся в возвышенной духовной сфере, люди часто имеют очень неверное представление. Это, дескать, должно происходить, как Бог на душу положит. Вроде как тут главное - талант, а не школа.

Есть ведь у тебя голос, вот и пой себе. Это глубокое заблуждение. Талант без огранки часто неотличим от бездарности. Если мы говорим о профессии, то автоматически исключаем вариант, когда у профессионала сегодня может что-то получиться, а завтра не очень. Профессионализм все же означает определенное стабильное умение, владение ремеслом, приемами и инструментами, позволяющими раскрывать и усиливать воздействие данного Богом таланта.

Аниматор-любитель (непрофессионал), как и знахарь, имеет право чего-то не знать и не уметь. Но за результат тут поручиться нельзя. Врач-любитель может по незнанию убить ваше тело, а аниматор-неумеха может убить ваше время и настроение, покалечить вашу душу. Ладно, если он просто пошутил, а вам просто не смешно. Но если плохая шутка затянулась на полнометражный фильм, то это уже беда. И тут дело точно не только в таланте, а в умении.

"Петербургский дневник": То есть получается, что сейчас авторские мультфильмы для души, а для денег - реклама?

Дмитрий Высоцкий: Примитивно говоря, да. Объективно говоря, тоже. Но все аниматоры, художники, творцы - люди по природе не очень объективные. Нам всем свойственен наивный идеализм. Но часто это довольно продуктивный идеализм. Вера в то, чего не может быть, позволяет нарушать правила, и тогда то, чего не бывает, рождается и живет. И так бывает не только в искусстве. Поэтому постулат "искусство для души, а для денег - реклама" тоже нередко трещит по швам.

Авторский мультфильм для души не обязательно будет шедевром, а  это для души  - уже скорее утрата, чем приобретение. Чисто коммерческий рекламный ролик или заказной научно-популярный мультфильм может оказаться настоящим произведением искусства и вызвать восторг зрителя. Так бывало нередко. И далеко не всякая реклама прямо-таки обогащает ее создателя. Это тоже широко распространенное заблуждение. А при этом среднего уровня авторское кино бывает неожиданно берет на каком-нибудь фестивале весомый денежный приз.  Вывод: идеалисты и романтики аниматоры мечтают о том, чтобы любая реклама, вышедшая из-под их пера, являлась шедевром, и чтобы каждый авторский мультфильм радовал душу зрителей и приносил автору несметные богатства. Как продуктивный идеалист, я уверен, что это возможно!

"Петербургский дневник": Чем сейчас занимается студия Высоцкого и Сикорского, которую вы основали вместе со своим однокурсником?

Дмитрий Высоцкий: У нас, как всегда, очень много разной работы. Что-то мы делаем вместе. Но остается пространство и для сольных проектов. Совместно, как режиссер и художник, мы сейчас работаем параллельно над тремя авторскими мультфильмами, которые находятся на разных стадиях создания. Кроме того, мы активно сотрудничаем с музеем "Эрарта" и делаем для него мультсериал "Черный квадрат". Это первый в мире мультсериал о современном искусстве. Чистая правда. Посмотреть его можно либо в самом музее "Эрарта", либо в интернет-сообществах музея.

В качестве сольной деятельности мой друг и соратник художник Андрей Сикорский уже давно и очень успешно создает восхитительные скульптуры, картины и объекты из мусора. Это направление в искусстве называется Recycling Art. То есть искусство, рождающееся из всего, что уже отжило свое и выброшено на помойку.

А я делаю анимацию и проекционные спецэффекты для театральных постановок и различных шоу. Ну и много чего еще, пишу сценарии, делаю видеоклипы, иллюстрации и пр. Скучать нам некогда.

"Петербургский дневник": А популярные взрослые мультсериалы - это творчество или ремесло?

Дмитрий Высоцкий: Все зависит от подхода авторов. Порой это чистое, свободное и безграничное творчество, а порой голое, скучное ремесло. Любой зритель видит и чувствует это сразу, после первой же минуты просмотра. Мультсериал - это массовое искусство, и оно обязано быть зрительским. Чисто авторский (читай – понятный одному лишь автору) мультсериал - это нонсенс, провал с точки зрения коммерции. Хороший сериал виртуозно балансирует между авторской оригинальностью и массовым зрительским успехом. И ремесло создателей тут играет не последнюю роль.

"Петербургский дневник": Расскажи, как ты относишься к инфографике?

Дмитрий Высоцкий: Инфографика – современное модное явление в информационной сфере. Оно родилось как способ внятной и точной подачи информации без титанических трудозатрат. Это произошло, во-первых, благодаря современному спросу на подобный контент в сети, а во-вторых, как производное от возможностей определенных программ, с помощью которых она создается.

Изначально это чисто дизайнерская фишка. Но мода на нее распространилась мгновенно, и она даже выделилась в своеобразный узнаваемый стиль. Если инфографика занимает положенное ей место и отвечает возложенным на нее задачам, то это прекрасно. Если она расширит поле своего применения и будет убедительна и уместна не только в презентациях бухгалтерских программ, то и это хорошо. Поживем – увидим.

"Петербургский дневник": Ты работает в творческой среде. Где черпаешь идеи, и может ли иссякнуть этот фонтан?

Дмитрий Высоцкий: Мы сами, скорее всего, не продуцируем идеи. Идеи рождаются не в нашем мозгу, а вовне. В огромном всеобщем информационно-культурно-духовном пространстве, к которому наш мозг способен подключаться и с которым может взаимодействовать. Идеи, открытия, рифмы, озарения, паззлы новых философских конструкций и гениальных изобретений носятся в беспорядке над нашими головами. Мы лишь поднимаем головы повыше и пишем запрос в командной строке, например "идея нового фильма о тараканах и слонах". По этому запросу во всечеловеческом пространстве информации и идей вываливается миллиард ссылок. Наша задача – уметь их ловить и сортировать. Отсеивать ненужное, использовать и сочетать необходимое. Сами по себе умные мысли не появляются и дураков, как правило, не посещают.

Может, конечно, идея iPhone случайно залететь в голову к недоумку, но он и не поймет, с чем имеет дело. И выкинет ее как чепуху. И только Стив Джобс распознает в ней открытие, так как давно уже к этому готов, ибо постоянно об этом думает. Может только засориться труба, по которой поступают фонтаны идей. А их бесконечно много, хватит на всех. Осеняет только тех, кто думает.

Закрыть