Яндекс.Метрика

Маленькие петербуржцы узнают, сколько пуантов нужно балерине

В Петербурге проходит программа "Театральный урок". Дети попадают за кулисы, наблюдают за репетицией и узнают, как создаются декорации, где хранят реквизиты и сколько пуантов нужно балерине.

В Петербурге проходит программа "Театральный урок". Дети попадают за кулисы, наблюдают за репетицией и узнают, как создаются декорации, где хранят реквизиты и сколько пуантов нужно балерине.

В Петербурге начали проводить "Театральный урок в Мариинском" с января этого года. Проект удалось запустить при поддержке городского правительства. Для школьников организованы бесплатные экскурсии в театр, творческие задания и посещение спектаклей. До конца мая на таких занятиях должны побывать все петербургские десятиклассники, а их сегодня в городе около 24 тысяч человек. Для того, чтобы каждый ребенок смог оказаться на столь необычном уроке, сотрудники Мариинки готовы их встречать каждый день.

Театральные лабиринты

За несколько часов до начала спектакля в гардеробе второй сцены Мариинского театра настоящее столпотворение. Артисты еще готовятся к выступлению, декорации только монтируются на сцене, а девочки в нарядных платьях и мальчики в костюмах уже готовы к предстоящему вечеру. Сотрудники Мариинки к такой ситуации привыкли. Они делят более ста школьников на группы и просят их не отставать, так как в коридорах театра легко потеряться, мобильная связь ловит плохо, в итоге увлекательная экскурсия вполне может превратиться в квест "Найти потерявшегося школьника". Однако все десятиклассники проявляют дисциплинированность и строго следуют указаниям экскурсовода.

Маршрут по Мариинке-2, действительно, напоминает хождение по лабиринту – сначала все поднимаются вверх по лестнице, идут по небольшому коридору, затем лифт, снова коридор, поворот налево, поворот направо, и определить в какой части театра ты находишься, практически невозможно. Иногда группы пересекаются, одноклассники коротко делятся друг с другом впечатлениями, успевают сфотографироваться и спешат дальше за своим гидом. Экскурсия рассчитана на час, за это время "театральные туристы" делают одиннадцать остановок. И первый такой пункт – это сцена, которая в Мариинском театре действительно уникальна. С помощью современных технологий ее можно разделить на четыре пространства, и одновременно проводить спектакль и продолжать репетицию. У школьников есть уникальная возможность увидеть, как все работает в реальности. Пока экскурсовод рассказывает о технических возможностях, звукорежиссеры и монтировщики сцены, не обращая внимания на группу школьников, продолжают проверять шумовые спецэффекты, поднимать люстры и обсуждать, как и что крепить.

Известно, что у второй сцены Мариинки одно из самых больших подземных театральных пространств, вниз уходят три этажа. Значительная их часть используется как склад для хранения декораций. Эти помещения также открыты для доступа на "Театральном уроке". Детям показывают, как происходит автоматическая погрузка и с помощью каких устройств тяжелые элементы, необходимые для оформления, в считанные минуты оказываются на сцене. Одних интересует, может ли произойти ошибка и что в таком случае делать. Других увлекает идея прокатиться на погрузочной технике. Однако в театре нужно строго соблюдать правила безопасности, и участники экскурсии отправляются в помещение, где хранятся реквизиты и бутафория. Рапиры, винтовки, шляпки, хрустальные туфельки, все эти вещи приводят старшеклассников в восторг. Между тем на этом закулисная жизнь театра не заканчивается. Дети попадают в святую святых – гримерную артистов. Девочки рассматривают парики, платья, балетную пачку и пуанты. В отличие от музейных экспонатов эти вещи можно потрогать, что и делают школьницы. Оказывается, что туфельки балерины достаточно хрупкая вещь. В течение одного спектакля прима-балерина может несколько раз их поменять, а за год у ведущей танцовщицы уходят 300 пар такой обуви.

Убедиться в том, что легкий балетный танец – это прежде всего тяжелый труд, можно во время экскурсии. Старшеклассников приводят в репетиционный зал, где артисты отрабатывают движения. Дети стараются не шуметь, но танцовщики, привыкшие во время работы не обращать внимания на публику, не замечают своих гостей. Нескольких па оказалось достаточно для того, чтобы школьники, выходя из зала, шепотом произносили: "Я такого никогда не видел".

Сам себе декоратор

Когда все секреты театрального закулисья раскрыты, участникам экскурсии предстоит самим стать частью этой творческой жизни. Детям предлагают почувствовать себя настоящими сценографами и оформить сцену для оперы или балета. Конечно, пока юным творцам настоящее театральное пространство не доверяют, но они могут потренироваться на специальном макете. Каждой группе достаются разные произведения, за полчаса им нужно придумать и сделать к нему декорации. Все это время работа буквально кипит: из пластилина начинающие декораторы лепят артистов, из проволоки делают люстры, из ваты – облака и деревья.

Итоговую работу школьники презентуют, и в конце учебного года специалисты Мариинского театра выберут лучшие, авторов которых ждут призы и подарки. Такая мотивация дает волю фантазии. Сцена для оперы "Нос" происходит у Исаакиевского собора, автором удалось создать атмосферу зимнего Петербурга, и среди декораций появился даже Медный всадник. Постановку «Любовь к трем апельсина» дети увидели в позитивном свете и наполнили сцену красным и зелеными цветами.

Останется в памяти

С результатами творческого задания на этот раз познакомился вице-губернатор Петербурга Василий Кичеджи. Он побывал на "Театральном уроке в Мариинском" и прошелся по маршруту для школьников. "Я сам как будто окунулся в детство. Театральный урок был создан по инициативе художественного руководителя Мариинского театра Валерия Георгиева и губернатора города Георгия Полтавченко. До конца мая все десятиклассники Петербурга побывают в театре, познакомятся с его жизнью, встретятся с артистами и посмотрят спектакли", - рассказал о программе вице-губернатор. Он также добавил, что в этом проекте хотели участвовать и другие городские театры, но выбор был сделан в пользу Мариинского. "Этот театр сегодня один из лучших в мире, это наш бренд, поэтому был выбран именно он", - подчеркнул Кичеджи.

По его мнению, подобные занятия очень сильно влияют на формирование личности. "Когда эти школьники вырастут, возможно, не все смогут посетить Мариинский театр, но этот урок у них останется в памяти на всю жизнь. Сегодня наша задача – сформировать культурное будущее", - добавил вице-губернатор.

Своими впечатлениями участники экскурсий могут поделить в книге отзывов, которую сотрудники театра ведут с самого начала таких уроков. Негативных комментариев там не найти, школьники пишут о том, что такой урок стал одним из самых ярких событий в их жизни. Среди запомнившихся моментов даже театральный обед. Кроме того, есть и такие дети, которые после посещения Мариинского театра задумался о своей будущей профессии. Один из школьников поделился тем, что его удивил технологический процесс, созданный в Мариинке-2. Он заметил, что актерскими талантом он не обладает, но теперь он точно знает, что в будущем сможет найти работу в театре, и для этого не обязательно быть артистом.

"Театральный урок" проходит в Мариинке почти каждый день. Дети приезжают после школы и за одно занятие о жизни за кулисами узнают около 180 школьников.

Урок рассчитан на несколько часов. Сначала для детей проводят экскурсию, затем их ждет творческое задание, перерыв на обед, лекция по искусству и спектакль.

Закрыть