Яндекс.Метрика
  • Анастасия Филиппова

Больных детдомовцев отправляли в холодный барак

Выборгский районный суд начал рассматривать дело черных риелторов. По версии обвинения, эта история началась в 2008 г. Бывший оперативник уголовного розыска из Луги Михаил Исаков и его неоднократно привлекавшийся к уголовной ответственности приятель Юрий Донатов решили заработать на недвижимости.

Выборгский районный суд начал рассматривать очередное дело черных риелторов. По версии обвинения, эта история началась в 2008 г. Бывший оперативник уголовного розыска из Луги Михаил Исаков и его неоднократно привлекавшийся к уголовной ответственности приятель Юрий Донатов решили заработать на недвижимости.

Для пущей доходности стали специализироваться на сиротах, которые получают жилье после детдома. Причем на таких, которые не вполне осознают происходящее. Дело в том, что есть заболевания, с которыми человек юридичес­ки дееспособен, а фактически не может, например, распознать обман. При этом государство дает сироте после детдома жилплощадь, а органы социальной опеки ему больше не помогают. Этим и решили, по версии обвинения, воспользоваться подельники. Сколотили бригаду: обоим, помимо мошенничества, вменяется организация преступного сообщества.

Вместо полученных от государства квадратных метров, как уверено государственное обвинение, Исаков и Донатов с партнерами предлагали сироте другое жилье – меньшее по площади или худшее по географическому положению. Но при этом сулили доплату. Сироты-инвалиды в деньгах нуждались и на сделку охотно шли. Они быстренько продавали квартиру "доброму дяде". Но взамен тот отдавал им не всю сумму, а только "доплату" – якобы разницу между прежней квартирой и новой. Вчерашние детдомовцы не всегда могли оценить адекватность суммы. Иногда "новое жилье" им даже показывали – вместе с документами. Потом у жертвы брали доверенность на "новую" квартиру: дескать, надо оформить кучу бумаг – и перепродавали квартиру. Сирота оставался вообще без жилья.

Тех, кого совсем легко было обмануть, по версии следствия, вывозили в Псковскую область в заброшенный барак без крыши, уверяя, что нужно пару дней там просто подождать документы, и бросали, фактически обрекая на гибель.

После того как предполагаемых аферистов накрыли, следственная бригада поехала в Псковскую область. Был январь 2013 г., стоял мороз – минус 20 градусов. Обитатели барака грелись самодельными печками. Внутри барака было плюс 8.

Один обманутый парень, по данным обвинения, заподозрил неладное, сбежал и собрался обратиться в полицию. Его нашли, избили, силой заставили дать расписку, что он должен 500 тыс. рублей, и водворили обратно в барак. Поэтому подсудимым вменяется еще и похищение человека.

В нескольких эпизодах жертвами черных риелторов, считает следствие, стали алкоголики. С ними работали так же, только еще поили. Один "клиент" в результате умер. Следствие подозревало, что ему в водку что-то подсыпали, были даже показания свидетеля, но доказать это не удалось.

Как считают в Следственном управлении СК по Санкт-Петербургу, проблема отъема квартир у сирот-инвалидов носит в городе массовый характер. Следователи предлагают законодательно ограничить возможность сделок с недвижимостью для таких людей. Но фактически это означает поражение в правах. А вдруг человек и вправду захочет пере­ехать в область из города?

Но финал этой истории говорит о том, что поставить заслон подобным преступлениям не так уж трудно. Однажды в регистрационной службе Адмиралтейского района обратили внимание на то, что сирота продает только что полученную квартиру в Петербурге, а покупает халупу за 100 км. Как объясняют в Следственном комитете, регистрирующие органы имеют право в подозрительных случаях притормозить сделку на 30 дней для проверки, но редко этим пользуются. А тут попался въедливый регистратор, передал информацию правоохранителям. В течение месяца, пока мошенники ждали документы, их всех накрыла полиция.

Бывший милиционер Исаков заключил сделку со следствием и возместил ущерб пострадавшим сиротам, его будут судить в особом порядке. Дело в отношении его предполагаемых соучастников суд начал рассматривать на этой неделе.

Закрыть