Яндекс.Метрика
  • Анастасия Филиппова

Ловушка для пирата: в Петербурге компьютерщика приговорили за установку контрафактной прог­раммы

Госдума РФ готовится расширить действие антипиратского закона и распространить его не только на фильмы. Тем временем Кронштадтский районный суд вынес приговор по необычному уголовному делу: программист, пришедший к заказчику с пиратским софтом, наказан по статье о создании, распространении и использовании вредоносных программ.

Госдума РФ готовится расширить действие антипиратского закона и распространить его не только на фильмы. Тем временем Кронштадтский районный суд вынес приговор по необычному уголовному делу: программист, пришедший к заказчику с пиратским софтом, наказан по статье о создании, распространении и использовании вредоносных программ.

На самом деле речь шла не о каком-нибудь диковинном вирусе, какие обычно понимаются под словами «вредоносная программа», а о самом обычном контрафакте. Просто метод работы обвиняемого позволил привлечь его не за нарушение авторских прав, а по редкой статье о компьютерных вирусах.

Если судить по рассказам оперативников из управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД Санкт-Петербурга, то 43-летний Николай Иванов, житель Кронштадта, попался в стандартную ловушку – откликнулся на заявку по установке программного обеспечения, пришел к клиенту, а тот оказался оперативником.

Борцы с экономической преступностью говорят, что вели Иванова в течение пары месяцев, прежде чем назначить ему встречу. В таких делах, объясняют в Следственном комитете РФ по Санкт-Петербургу, важно еще до возбуждения уголовного дела, на стадии проверки доказать, что «подопечный» работает именно с контрафактом. И вот в сентяб­ре прошлого года некая фирма обратилась к Иванову с просьбой установить на офисный компьютер программу AutoCAD. Ее реальная стоимость, если покупать лицензионную версию, – 112 тыс. рублей. Иванов запросил с клиентов в 112 раз меньше – 1 тыс. 

В офис, расположенный в Крон­штадте, он приехал, не зная, что его там поджидает отнюдь не офисный планктон. Когда Иванов установил программу и показал ее заказчикам в штатском, те еле удержались от вздоха разочарования: на экране было написано, что перед ними – демонстрационная версия. Дальше нужно покупать лицензию на ее использование. Получалось, что фигурант, который уже, казалось, попался, уйдет восвоя­си. Но разочарование длилось недолго. Показав демо-версию, Иванов вынул другой диск, кликнул на каком-то файле – и перед «заказчиками» была уже полная версия «Автокада».

«Это был так называемый крэк, – объяснил следователь Николай Воробьев. – То есть отдельный софт, который блокировал систему защиты программы». Иванов пытался настаивать, что устанавливал именно демонстрационную версию. Но с помощью экспертов ему быстро разъяснили, что отпираться бессмысленно, и он признал вину. Под суд он пошел только с одним эпизодом – тем самым «Автокадом». Поэтому приговор получил достаточно гуманный – 2 года условно и штраф 20 тыс. рублей.

В производстве петербургского управления СК недавно было еще одно аналогичное дело – об установке пиратской программы 1С, реальная стоимость которой – примерно 200 тыс. рублей. Речь тоже шла о фирме, пригласившей торговца софтом. Но поскольку и в том случае заказчика представляли оперативники, предполагаемый пользователь контрафакта наказан не был.

На самом деле, говорят специалисты, доказать умысел на установку пиратской программы со стороны пользователя трудно. Самая известная история – громкое дело пермского учителя Александра Поносова, которого прокуратура пыталась привлечь за установку нелицензионной системы Windows на школьные компьютеры. Учитель заявил, что машины были куплены уже с прог­раммами, а сам он о происхождении Windows не догадывался. И суд его оправдал.

Госдума РФ готовит законопроект, по которому станет возможна досудебная блокировка сайтов, распространяющих нелицензионный контент, в том числе и компьютерные программы. 

А в конце февраля были приняты поправки в Гражданский кодекс РФ, по которым отвечать придется уже и пользователю-пирату: закон предусматривает презумп­цию виновности нарушителя авторских прав. То есть, скачав фильм или программу, вам придется доказывать, что вы были абсолютно убеждены в легальном происхождении скачанного.

Ст. 146 УК РФ о нарушении авторских прав предполагает наказание до 7 лет колонии. Ст. 273 УК РФ о распространении вредоносных программ – до 5 лет лишения свободы.

Закрыть