Яндекс.Метрика
  • Владимир Малышев

Нет, ничто не забыто!

Тысячи писем поступили на конкурс «Моя Победа». Все они преисполнены чувством признательности ветеранам.

Тысячи писем поступили на конкурс «Моя Победа». Все они преисполнены чувством признательности ветеранам.

Рабочая группа Санкт-Петербургского дома писателя обрабатывает 2,4 тыс. писем, поступивших на литературный конкурс «Моя Победа» (проект «Неизвестный Петербург»), и готовит их для передачи в жюри. Присланные петербуржцами воспоминания ветеранов и их родственников, стихи, рассказы и документальные очерки – яркое свидетельство того, что священная память о героях войны и блокады по-прежнему живет в наших сердцах. Присланные на конкурс исповедальные письма исполнены горячего патриотизма, чувства искренней и глубокой признательности и благодарности ветеранам, отстоявшим город на Неве и сумевшим разгромить фашизм и спасти свою Родину от нацистского рабства. 

Шофер Артюх

Особенно много работ посвящено рассказам петербуржцев о родственниках – участниках войны, переживших блокаду или трудившихся в тылу. Так, 16-летняя Виктория Решетникова рассказала о своем прадедушке Герое Советского Союза Владимире Артюхе, который всю войну провел под бомбами и обстрелами за баранкой. В 1945 г. он окончил Высшую офицерскую автомобильную школу, а потом работал в Ленинграде в таксомоторном парке и всегда с гордостью рассказывал о почетной и нужной профессии шофера. Это ему знаменитый поэт Александр Твардовский посвятил стихотворение «Шофер Артюх»:

Поначалу вроде
песенки простой:
Жил Артюх Володя,
парень холостой…
Мчит без остановки
впереди машин.
Человек с винтовкой
за рулем один…
И кипит работа
живо под огнем,
И – садись, пехота,
вмиг перевезем...

«В памяти нашей семьи, – пишет его гордая правнучка, – он останется навсегда, как остался в истории Великой Отечественной войны проявленный им героизм. Прадедушка, спасибо, что ты дал нам возможность жить!»

Картошка

Простую, но трагическую историю из будней осажденного Ленинграда поведал внук жителя блокадного города Григорий Дединский. Его дедушка и бабушка жили тогда в Стрельне. В один из самых голодных дней бабушка выменяла на барахолке за свои серьги немного продуктов. «Дед просыпается, а она ему и говорит: «Костя, там у меня на окне две кастрюли, так в одной вареная картошка. Надо снести ее нашим». И отправился дед к родственникам через весь промерзший город... «Тогда одним несчастным чугуном картошки можно было спасти жизнь... Чего уж там, быть может, вот такому полумыс­ку с картошкой я обязан деду с бабкой, что до сих пор живу, а не принимаю ежегодные парады на Пискаревке». Долго шел дед. «Приплелся на проспект Маклина уже сам не свой. По дороге страшился одной напасти – бандитов. Слава богу, пронесло. Есть картошку вместе со всеми отказался, сил не осталось. Лег на приготовленную кушетку и с тихой улыбкой умер. Хозяином своей семьи! Отцом! Кормильцем! И уже не слышал приглушенного крика Валентины, любимицы, развернувшей платок. Их отец, их дедушка второпях взял не ту кастрюлю. Эта была с замерзшей водой...»

Охранная молитва

Петербуржец Игорь Захаров по воспоминаниям отца, который пошел на фронт добровольцем, пишет, что его сестры Наташа с Еленой зашили ему в гимнас­терку охранную грамоту – листок бумаги с 90-м псалмом. Они переписали ее текст из молитвенника, который хранился в семье: «Живущий под кровом Всевышнего под сению Всемогущего покоится. Говорит Господу: «Прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю! Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы. Перьями своими осенит Тебя и под крыльями Его будешь безопасен: щит и ограждение его истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей в мраке, заразы, опустошающей в полдень...».

Отца через несколько месяцев ранили, его ротный был убеж­ден, что он погиб, и с удивлением встретился с ним много лет спустя. Охранную грамоту Наташа с Еленой вшили в одежду и своего двою­родного брата Петра. Он прошел без ранений путь от Ленинграда до Берлина. А вот двоюродным братьям Юрику и Валентину, которых отправили срочно на фронт, передать охранную молитву не смогли. Оба они погиб­ли...

Спасибо за все!

Очень много писем прислали школьники. Они выражают свою благодарность стихами искренними, от души. Как это сделал, например, ученик 4-го класса 430-й школы Андрей Чернышев:

Мой прадед тоже
был солдатом.
Так много праздников в году,
Но есть один,
он самый главный –
То День Победы долгожданной.
Я с мамой на парад пойду!
Пришла Победа в сорок пятом,
Но очень труден был
к ней путь.
Мой прадед тоже был
солдатом
И воевал не как-нибудь.
Все, кто как мог, ковал Победу,
Чтоб встретить
мирную зарю.
И я геройскому прадеду
За все «Спасибо!» говорю.

Письмо Тане Савичевой

А ученица 6-го класса 539-й школы Кристина Павлова написала письмо в адрес Тани Савичевой. «Я пишу тебе второпях, боясь не застать тебя в живых, – пишет школьница в прошлое своей блокадной сверстнице. – Вчера я была на Пискаревском кладбище, где посетила музей твоего дневника. Милая, родная Таня, ты не увидела салют Победы, но знай, что, когда тебе сейчас холодно, голодно и одиноко, богиня Ника подлетает к нашей советской стране и крепко держит факел Победы. Советский народ победил фашизм. Сейчас в осажденном городе работает в госпитале военврач Парадоксова Мария Павловна – это моя прабабушка. Одна ее дочь – Людмила Борисовна работает медсестрой в этом госпитале, а другая учится в десятом классе... Где-то на Ленинградском фронте сидит в окопе со снайперской винтовкой мой будущий прадедушка, отец моей бабушки – Толкачев Константин Григорьевич. Завтра его ранят, но он не покинет фронта, он будет бороться за Ленинград до конца блокады и вернется в военное училище с орденом Красной Звезды. Всех, о ком я писала в письме, уже нет в живых».

Итоги конкурса будут подведены на IX Санкт-Петербургском между­народном книжном салоне 23-26 мая по двум номинациям: «Художественное произведение» и «Историческое произведение».

Закрыть