Яндекс.Метрика
  • Максим Сю

В Петербурге ежегодно пропадают тысячи детей

В некоторых случаях причиной тому стала преступная невнимательность родителей к своему чаду. Только за 2013 г. в полицию Петербурга было подано 1332 обращения об исчезновении или побеге несовершеннолетних.

В Петербурге ежегодно пропадают или сбегают из дома или государственных учреждений тысячи детей. В некоторых случаях причиной тому стала преступная невнимательность родителей к своему чаду.

День пропавших детей был учрежден в 2010 г. Международным центром поиска пропавших и эксплуатируемых детей. В Петербурге эту дату впервые отметили два года назад. В 2014 г. он прошел во второй раз.

Ответственность за проведение мероприятий Международного дня пропавших детей возложили на себя волонтеры СПб РОО «Питер-Поиск».

Водителям автотранспорта дарили синие ленточки – символ Международного дня пропавших детей, чтобы те закрепили их на своем авто. Прохожим раздавали буклеты, напоминающие о том, как детям правильно вести себя на улице.

Координатор мероприятия и руководитель движения «Помощь детям» психолог Алексей Сухов рассказал, что горожане с интересом реагировали на происходящее. Родители обещали чаще разговаривать со своими детьми.

Только за 2013 г. в полицию Петербурга было подано 1332 обращения об исчезновении или побеге несовершеннолетних. Доля криминала в них составила 5-7% (похищения, увод, насильственные действия).

Все остальное – побеги. 625 побегов (52%) дети совершили из дома и 581 (48%) – из учреждений (например, из приютов).

Проблема серьезная. Тем более во время летних каникул, когда так много свободного времени.

Районы беглецов

По данным розыскного отдела ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в 693 случаях в 2013 г. определить местонахождение ребенка удавалось сразу или в течение нескольких часов. По 635 эпизодам были заведены дела и проведен ряд оперативно-розыскных мероприятий.

Выявлены и городские территории, предрасполагающие к побегу. Наибольшее количество внезапных исчезновений полицейские зарегистрировали в Колпинском (103), Калининском (134) и Фрунзенском (140) районах.

В аппарате уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге констатировали: «По сравнению с 2012 г. количество без вести пропавших и самовольно ушедших детей в 2013 г. возросло». Тем не менее однозначных выводов в аппарате детского омбудсмена делать не стали. Возможно, пропажи детей стали просто чаще регистрироваться.

Счастливый случай

Один из показательных случаев произошел в начале этой недели, 26 мая. Одиннадцатилетняя девочка поссорилась с мамой и, вспылив, ушла из дома. Школьница бродила по улицам до позднего вечера, пока ее не приметил незнакомый мужчина…

Благо все кончилось хорошо. Заметив слоняющегося ребенка, петербуржец остался неравнодушным и начал расспрашивать девочку. Она рассказала ему, что мама якобы выгнала ее из дома. Мужчина отвел школьницу к себе домой (к своей семье – жене и двум детям). Там ее накормили и устроили на ночлег. Утром по пути на работу мужчина отвел девочку в школу.

Где корень проблемы?

Алексей Сухов уверен: количество потеряшек и беглецов можно значительно снизить. По его словам, родители в состоянии свести риски побега к минимуму. «В таких случаях корни проблемы растут из семьи. Дети не доверяют своим родителям и предпочитают решать свои проблемы на улице», – сказал Алексей Сухов.

По словам специалиста, родители должны быть ближе к своему ребенку и общаться с ним буквально каждый день.

Особенного внимания требуют ребята в переходном, трудном возрасте. Искать контакты с ними вдвойне обязательно, даже если это плохо получается. Есть вариант и на крайний случай: обратиться к детскому психологу.

«Родителям нужно занять подростка, изучить то, чем он интересуется, и попытаться развить этот интерес совместно. Если ребенок тянется в лес (например, он уже убегал туда), то почему бы не взять палатку на выходные и не отправиться всем вместе в поход?» – советует Алексей Сухов.

Он отметил, что неблагополучным семьям могут быть не по карману некоторые развлечения (например, платные детские секции). Именно поэтому преодолеть все трудности можно только благодаря комплексному подходу – в разрешении вопроса должны быть задействованы и общество, и власть (та же соцзащита), и правоохранительные органы. «Но начинать надо с семьи», – подчеркнул Алексей Сухов.

Дело тренировки

В силах родителей обезопасить свое чадо и в случае реальной опасности – например, при настоящих попытках похищения. Но для этого потребуются силы и время, которого так мало в загруженном графике занятого взрослого человека, считает психолог и координатор проекта «Молодежная служба безопасности» Леонид Армер.

«Увы, каких-то универсальных способов, чтобы добиться стопроцентной безопасности, не существует, – сказал он. – Но, на мой взгляд, эффективнее всего здесь подошло бы что-то вроде домашних тренингов, когда родители разыгрывают с детьми конкретные ситуации. Понимаете, у ребенка должен накопиться некоторый опыт: как ответить незнакомцу или как позвать на помощь. Очень важно, чтобы ребенок не стеснялся».

По словам Леонида Армера, ребенок будет находиться в большей безопасности, если заранее отработает, проговорит и даже прокричит возможную ситуацию. Более того, такой тренинг будет интересен и самому ребенку, уверен специалист.

«Родители могут подать это по-разному. Например: «А сего­дня мы потренируемся, как с преступниками разговаривать». Ну или что-то в этом роде. Дело в том, что многие (даже взрослые!) тренинги направлены на проработку своего поведения в той или иной ситуации, и это достаточно эффективно. Кому-то в силу своих атлетических способностей или смелости может хватить и теории, он увидит незнакомца и поступит так, как ему говорили родители или как написано в учебнике. А кто-то из-за закомплексованности или скромности взрослому возразить не рискнет, потому что у него просто нет такой модели поведения!» – рассказал «Петербургскому дневнику» Леонид Армер.

Закрыть