Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Стаценко

Мигрантам сканируют пальчики прямо в Пулково

Пункт иммиграционного контроля в новом терминале Пулково должен стать сверхэффективным барье­ром для иностранцев из стран миграционного рис­ка, которые ранее успели «наследить» в нашем городе.

Пункт иммиграционного контроля в новом терминале Пулково должен стать сверхэффективным барье­ром для иностранцев из стран миграционного рис­ка, которые ранее успели «наследить» в нашем городе.

Вопрос о прохождении дактилоскопии и любой иной актуальной регистрации мигрантов в России впервые был поставлен 4 года назад. Некоторые чиновники даже предлагали проводить процедуру геномной регистрации, что в принципе, учитывая количество преступлений, совершаемых граж­данами из стран миграционного риска, тоже не лишено определенного смысла.

По словам начальника отдела международно-правового сотрудничества прокуратуры Санкт-Петербурга Павла Массонова, к примеру, в этом году количество тяжких преступлений (изнасилований и убийств), совершенных мигрантами, остается повышенным. А чис­ло хищений и преступлений против собственности, совершенных иностранцами, особенно из Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, даже увеличилось. «Эти люди, являясь крайне незащищенными, ввиду многих обстоятельств резко выпадают из правового поля и могут совершать преступления», – считает прокурор.

История вопроса

Два года назад наконец-то был принят закон, обязывающий устраи­вающихся на работу мигрантов проходить дактилоскопию. Благодаря этому за 2 года в УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на базе отдела, который выдает разрешения на работу и патенты, появилась картотека, в которой на сегодняшний день хранятся уже около 500 тыс. электронных отпечатков пальцев тех, кто прошел через процедуру оформления на работу. В 2012 г. прокуратура Санкт-Петербурга и УФМС начали эту работу в пилотном режиме, а уже в 2013 г. картотека формировалась на основании уже четко работающего закона, согласно которому получить официальное разрешение на работу или патент без прохождения дактилоскопии стало невозможным.

После этого была введена и еще одна достаточно эффективная норма, которая многим десяткам тысяч мигрантов закрыла въезд в Россию за совершение двух административных проступков, превышение срока нахождения и прочие нарушения. Эти данные также были введены в общую базу. И вот тогда-то и начались массовые обманы со стороны незаконопослушной категории мигрантов путем изменения анкетных данных в паспорте. Естественно, уже было налаженная система стала давать сбои и перестала таких обманщиков выявлять.

Ноу-хау с берегов Невы

«Столкнувшись с такой проблемой и прекрасно понимая, что те, кто идут на подобные ухищрения, – далеко не самые лучшие представители мигрантской среды, которые снова едут в Россию без каких-либо шансов легализоваться, а следовательно, уже точно встанут на криминальную дорожку, мы поняли, что необходимо создать барьер. Еще на базе старого аэропорта Пулково-1 совмест­но с управлением Федеральной миграционной службы, полицией, представителями аэропорта мы начали проводить мониторинговые проверки прилетающих граждан с использованием специального электронного оборудования (сканеров)», – рассказывает Павел Массонов.

С учетом введения в эксплуатацию нового терминала Пулково-3 по инициативе прокуратуры Санкт-Петербурга удалось создать целую систему ПИК (пункт иммиграционного контроля УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области). Он оборудован четырьмя комплексами дактилоскопической идентификации, в которых сотрудники УФМС в электронном режиме по нескольким отпечаткам пальцев в течение всего 1 минуты имеют возможность проверить прибывающего из стран миграционного риска иностранца по всем российским базам.

В ходе проверки выясняется, имеется ли у пересекающего государственную границу Российской Федерации иностранного гражданина запрет на въезд к нам. Таким образом, обманщика можно вы­явить прямо на въезде, официально объявить ему, что въезд для него закрыт, и впоследствии вы­дворить обратно. Со дня начала работы ПИК, 27 марта 2014 г., уже проведено 11 тыс. дактопроверок и выявлены 63 таких иностранных гражданина только лишь благодаря электронной системе дактилоскопической регистрации. А буквально несколько дней назад в аэро­порту Пулково был задержан гражданин Таджикистана, которого ранее письменно уведомили о том, что въезд в Россию ему запрещен вплоть до 2019 г. Но несмотря на это, он, даже не меняя паспорта, все равно решил попробовать, авось прокатит.

Не прокатило. Выявленный сотрудниками УФМС нарушитель государственной границы был тут же передан сотрудникам пограничного управления Федеральной службы безопасности. Сейчас в отношении него возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 322 («пересечение Государственной границы Российской Федерации при въезде в Российскую Федерацию иностранным гражданином, въезд которому не разрешен») Уголовного кодекса Российской Федерации, и он помещен под стражу.

Стоит отметить, что помимо работы ПИК УФМС России по СПб и ЛО самими сотрудниками пограничного управления за этот год в новом терминале аэропорта Пулково выявлен 131 иностранный гражданин, преимущественно из Таджикистана и Узбекистана. Дознавателями Пограничного управления возбуждено 15 уголовных дел по ч. 2 ст. 322 Уголовного кодекса Российской Федерации, кстати, предусматривающей достаточно серьезные санкции, а именно – лишение свободы до 4 лет.

Что касается создания самого ПИКа, то нигде в России пока такой системы нет. Так что ПИК можно по праву считать ноу-хау прокуратуры Санкт-Петербурга и УФМС России по СПб и ЛО. И еще, в прокуратуре Санкт-Петербурга отмечают, что без поддержки врио губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко открыть его просто бы не получилось. Именно Георгий Полтавченко сумел объяснить руководству аэропорта необходимость ПИКа и посодействовал в выделении на базе аэропорта специальных помещений для сотрудников УФМС. 

«Конечно, законом в обязательном порядке такая процедура не предусмотрена, тем не менее законные основания у нас есть. Мы вправе полагать, что каждый прибывающий из стран миграционного риска, кого мы проверяем, нас обманывает. Отмечу, что мы работаем выборочно, поскольку, если мы видим по базе, что у человека чистая история и старый паспорт (до 2013 г.), дактопроверке он не подвергается. Кстати, действенность ПИКа доказывает и тот факт, что с каждым месяцем его работы мигрантов-обманщиков становится все меньше и меньше. Потому что многие уже понимают, что пулковской лазейки больше нет», – разъясняет Павел Массонов.

Сам механизм проверки выглядит так: в случае выявления нарушителя он либо самостоятельно покидает аэропорт (естественно, обратно на родину), либо его передают пограничникам, либо его, что называется, оформляют для дальнейшей процедуры принудительного выдворения. «Действительно, некоторые из тех, кого выявила система ПИК как обманщиков, вообще, поняв, что легализоваться в городе и области им будет уже невозможно, поскольку любая проверка закончится Цент­ром содержания иностранных граждан УФМС, сразу покупают билет в обратную сторону и улетают», – подтверждает прокурор.

Вход только для лучших

Если в целом говорить о контроле прибывающих мигрантов, который производится в новом терминале аэропорта Пулково, то он состоит из трех уровней. Сначала погранконтроль, затем таможенный контроль и в конце ПИК.

«Мы не закрыты для тех, кто впервые к нам приезжает и действительно хочет честно трудиться, – сказал Павел Массонов. – ПИК придуман для тех, кто систем­но эксплуатирует наше государство, и хочу заверить, что наша система учета за 3 года накопила такой потенциал информации, что те, кто хочет нас обмануть, тысячу раз подумают, а стоит ли. Мы же в свою очередь, регистрируя все новых и новых мигрантов, будем только увеличивать мощность нашей фильтрации. Да и сами мигранты посте­пенно дисциплинируются, боясь совершить что-либо противоправное, вплоть до превышения скорости на дороге. А когда эта система заработает не только в аэропорту, но и на железнодорожных и автовокзалах (в этом направлении уже ведется соответствующая работа прокуратуры Санкт-Петербурга и УФМС), то те, кто хотел приехать к нам с намерением что-либо нарушить, уже не при­едут никогда. И это даже не барь­ер, а скорей стимуляция здравых людей среди них ехать сюда и зарабатывать честно. Если такой мигрант сразу встает на путь правильной регистрации, это дает возможность нам правильно его учесть и в дальнейшем получить с него налоги. А в среднем каждый работающий иностранец должен ежемесячно приносить почти 1 тыс. руб­лей НДФЛ в казну. Но это в идеале, и до этого еще далеко. Условно говоря, сейчас мы стоим на уровне «посчитать, зафиксировать, взять нужных». Следующим этапом станет выбор из них самых лучших, которые уже будут жить полностью в правовом поле».

Закрыть