Яндекс.Метрика

Георгий Полтавченко: у Петербурга очень крепкие традиции милосердия

Результат назначенных на 14 сентября губернаторских выборов во многом будет зависеть от социального самочувствия петербуржцев. Но наш разговор с исполняющим обязанности губернатора Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко начался не с обсуждения данных социологических исследований, а со святой для нашего города блокадной темы.

Результат назначенных на 14 сентября губернаторских выборов во многом будет зависеть от социального самочувствия петербуржцев. Судя по опросам общественного мнения, сразу несколько важных меток социальной удовлетворенности достигли в Петербурге рекордных значений. Но наш разговор с исполняющим обязанности губернатора Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко начался не с обсуждения данных социологических исследований, а со святой для нашего города блокадной темы.

Для каждого ветерана

Георгий Сергеевич, 8 сентября Петербург отметил День памяти жертв блокады. Положа руку на сердце, можно ли сказать, что за 3 года работы губернатором вы сделали для защитников и жителей блокадного Ленинграда все, о чем они просили?  

Отвечу так: я сделал все, что было в моих силах и что соответствовало возможностям города. Много это или мало, решать самим ветеранам. Когда я докладывал Владимиру Владимировичу Путину о подготовке к 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, вроде получилось много. 

Когда задумываешься обо всем, что выпало на долю поколения моих родителей, о героизме этих людей и о сохраненном ими городе, начинаешь лучше понимать, что такое «быть в неоплатном долгу».

Что, на ваш взгляд, было самым важным в подготовке и праздновании 70-летия нашего, ленинградского Дня Победы?

Сделать его праздником для каждого отдельного ветерана. Мы посоветовались с ветеранскими организациями и направили 43 миллиона рублей из бюджета на праздничные мероприятия, а 573 миллиона – на выплаты людям. В итоге более 190 тысяч петербуржцев получили единовременные выплаты по 3 тысячи рублей. Готовясь к этому празднику, мы устранили несправедливость в отношении блокадников из коммуналок – сняли ограничения по площади, мешавшие им претендовать на жилье по указу президента. Мы предоставили право на квартиры в домах социального обслуживания ветеранам войны, которые прожили в Петербурге менее 10 лет и не могли быть приняты на жилищный учет. 

Я знаю, что недавно Даниил Александрович Гранин побывал на новоселье у своего старого фронтового друга, который остался один, но вот получил уютную квартиру в социальном доме и как-то задышал по-новому.

Чтобы таких теплых моментов было больше, нам всем стоит постараться. Сейчас в Петербурге действует 20 специальных жилых домов, до конца 2017 года планируем построить еще три. 

А вообще наша сеть социальных учреж­дений считается одной из лучших в стране. Причем мнение федеральных органов власти по этому поводу совпадает с мнением независимых экспертов. 

Аналитики агентства «РИА-Рейтинг» ставят наш город на первое место в России по развитию социальной инфраструктуры. И в докладе Минрегионразвития по итогам 2013 году говорится, что наибольших результатов по уровню и динамике социального развития достигли Санкт-Петербург и Республика Ингушетия.

Как Петербургу удается сохранять лидерство в социальной сфере? Ведь вас не называют «социальным губернатором». 

У города очень крепкие традиции милосердия. Петербург и до октября 1917-го был чутким к нуждам и заботам «маленького человека». А в XX веке на его долю выпало очень много страданий. Красный террор, репрессии после убийства Кирова, Ленинградское дело... И, конечно, блокада. 

У первых послевоенных поколений, я это помню, было огромное, просто безграничное уважение к тем, кто ее пережил и победил фашистов. Это уважение к старшим передавалось внукам и правнукам блокадников. И в нашем городе не возникало вопросов, надо ли помогать, не слишком ли это дорого, не слишком ли их много – этих ветеранов.

Надо отдать должное и моей предшественнице на посту губернатора Валентине Ивановне Матвиенко. Ей удалось создать в Петербурге беспрецедентно высокий уровень социальных гарантий. Вторая пенсия блокадникам, предоставление им статуса ветерана Великой Отечественной, различные доплаты пенсионерам и семьям с детьми, все наши инновационные социальные технологии – тревожная кнопка, служба сиделок, социальное такси и многое другое... Программа «Доступная среда для инвалидов» тоже появилась на федеральном уровне вслед за такой же петербургской программой.

Так что в социальной сфере от меня требовалось, во-первых, сохранить преемственность. А во-вторых, постараться решить те вопросы, которые по разным причинам оставались нерешенными. Думаю, в целом получилось неплохо. 

Рождаемость за 3 года выросла, смертность сократилась на 10%, а средняя продолжительность жизни превысила 74 года и установила новый рекорд. Больше того, мы надеемся, что к 2020 году этот показатель увеличится до 77 лет.

Петербургские пенсионеры хотят учиться

Какие решения и конкретные шаги стоят за этими цифрами?

Все не так уж сложно. Дети рождаются, когда позволяет материальное благосостояние и когда созданы соответствующие условия. По­этому на повышение рождаемости работают и модернизация перинатальных центров, и расширение программы ЭКО, и учрежденный нами в 2012 году региональный материнский капитал, и повышение зарплат бюджетникам в ходе выполнения «майских» указов президента. 

А пожилые люди живут дольше, когда есть лекарства, когда вовремя и качественно оказывается медицинская помощь и когда у них сохраняется интерес к жизни. 

Поэтому начали мы с того, что навели порядок на рынке льготных лекарств и увеличили процент обеспечения по федеральной льготе с 83 до 99,5%, а по региональной – с 73 до 98%. 

Сейчас город продолжает обновлять материальную базу здравоохранения. Стацио­нары получают современное оборудование, районные поликлиники внедряют электронную запись к врачам. 

Из больших проектов, связанных со скорой помощью, хочу отметить обновление парка санитарного автотранспорта и создание службы санитарной авиации. 

В целом до 2020 года в Санкт-Петербурге будет построено четыре новых поликлиники, два перинатальных центра, детский туберкулезный санаторий, реконструированы корпуса Мариинской больницы. 

Как понимать ваши слова о необходимости поддерживать у пожилых интерес к жизни? 

Знаете, почему некоторые блокадники не торопятся переезжать в новые квартиры? Потому что в новостройках им зачастую не с кем общаться и просто некуда пойти. Ну разве что в магазины. А пожилые люди хотят и общаться, и учиться – по крайней мере, у нас, в Петербурге. 

Мы убедились в этом, когда реализовали в 2012-2013 годах план по их обучению компьютерной грамотности и пользованию Интернетом. Базой стали районные социально-досуговые отделения комплексных центров, активно помогали образовательные учреж­дения, общественные организации, 56 общедоступных библиотек оказывали бесплатные консультации. В итоге, если в 2011 году информационным технологиям обучились 6,2 тысячи наших пенсионеров, то в 2013-м – больше 15 тысяч. Интерес огромный, места в группах расписаны на несколько месяцев вперед, так что эту работу мы обязательно будем продолжать в рамках Программы соцподдерж­ки граждан. 

44% горожан довольны материальным положением своих семей

Объясняя свое намерение пойти на досрочные губернаторские выборы, вы говорили о рекордно высокой доле петербуржцев, довольных положением дел в городе, – 55%. Есть результаты других опросов, подтверждающие этот феномен?

Конечно, есть. Я сам эти исследования регулярно читаю и анализирую. Для меня достоверные данные социологов намного важнее, чем эмоциональные оценки отдельных политиков. Доля семей, довольных своим материальным положением, впервые поднялась до отметки 44% от всех петербургских семей. Удовлетворенность горожан состоянием своего здоровья достигла максимума в 60%. Работой коммунальных служб удовлетворены 69,2% горожан – это тоже рекордный результат. Уровнем безопасности впервые за 7 последних лет высказали удовлетворение более половины опрошенных петербурж­цев – 53,4%.

Если сразу столько меток социальной удовлетворенности сейчас достигли рекордных значений, можно ли их еще улучшить? 

Социология, как компас, помогает понять, в том ли направлении мы идем. Но если направление верное, это не значит, что нужно останавливаться. Мы и в Стратегию-2030 по многим направлениям развития города в качестве контрольных показателей включили данные соцопросов, а не только статистику. И, кстати, предусмотрели их рост. У Петербурга есть ряд долгосрочных задач, связанных с социальным благополучием горожан. Плюс появляются новые вызовы, в том числе в сфере социальных услуг. Например, мы повысили зарплату учителям и врачам по «майским» указам, а зарплата работников социальной сферы осталась прежней. Естественно, начался отток кадров. В абсолютных цифрах не очень большой, но у нас такая мощная и разветвленная сеть социальных учреждений, что город это сразу почувствовал.

И как отреагировало правительство Санкт-Петербурга? 

Мы разработали и утвердили «дорожную карту» мероприятий по повышению качества и эффективности услуг в сфере социального обслуживания населения на 2013-2018 годы. В частности, она предусматривает, что среднемесячная заработная плата социальных работников увеличится до конца этого года почти на 15% по отношению к уровню 2013-го. А к 2017 году зарплата соцработников уже составит 100% от средней заработной платы работников в Санкт-Петербурге.

Новые формы социального патронажа

Какие еще перемены в социальной сфере Петербурга произойдут в ближайшее время в случае вашего избрания губернатором, и на какие долгосрочные вызовы вы собираетесь ответить?

Петербург очень долго, почти 10 лет, шел к введению пожизненной городской ренты для пенсионеров. Это возможность для петербурж­цев 75 лет и старше получить приличную единовременную выплату, а затем каждый месяц – доплату в размере двух прожиточных минимумов. При этом человек или пожилая пара могут жить, где привык­ли, или въехать в другую благоустроенную квартиру. Главное, что старую квартиру после заключения договора пожизненной ренты нельзя будет завещать никому, кроме государства. Соответствующий законопроект Законодательное собрание Санкт-Петербурга рассмотрит уже в обозримом будущем. Есть необходимость корректировки ряда законов, включенных в Социальный кодекс Санкт-Петербурга, и, возможно, федеральных норм. У нас, по сути дела, сейчас действуют только две формы социального патронажа для пожилых – домашний уход либо переезд в стационарное учреждение. А нужны более гибкие форматы. Допустим, если семья уезжает в отпуск, а пожилой человек хочет остаться, надо дать ему возможность пожить неделю-другую в специальном учреждении с хорошим питанием, уходом, психологической поддержкой, медицинским обслуживанием.

Весной в ежегодном послании вы говорили о необходимости привлечения бизнеса к реализации медицинских и социальных проектов. Кое-кто в Петербурге, откровенно говоря, воспринял эти слова с опаской.

Без частного капитала нам никак не обойтись. Петербург уже сейчас один из самых пожилых городов России. У нас примерно каждый четвертый – пенсионер. А поскольку мы собираемся и дальше реализовывать комплекс мер по снижению смертности – расширять системы профилактики и ранней диагностики заболеваний, развивать массовый спорт и здоровый образ жизни, создавать, как я уже сказал, новые форматы патронажных программ, – то доля пожилых будет возрастать. По прогнозам, к 2020 году число пенсионеров в Петербурге может увеличиться до 1,5 миллионов, а к 2025 году составить 30% населения.

Мы, безусловно, сохраним и объем, и качество социальных услуг старшему поколению. Но для этого придется пересмотреть принципы их оказания и повысить эффективность бюджетных расходов. В том числе за счет привлечения на этот рынок новых игроков.

Как вы оцениваете первый опыт работы с частным капиталом в здравоохранении?

Он на 100% положительный. Петербург сегодня ставят в пример другим регионам России за привлечение бизнеса к оказанию услуг по обычному полису обязательного медицинского страхования. Начали решаться проблемы, которые раньше не решались десятилетиями. Очень серьезно расширилась программа ЭКО. В так называемых спальных районах частные компании открывают офисы общей врачебной практики. 30% помощи по гемодиализу оказывается частными компаниями бесплатно для пациентов. Кардинально повысилась доступность медицинской помощи во время дачного сезона: в прошлом году количество амбулаторий в садоводствах выросло до 30. В этом году мы начали впервые закупать стационарные социальные услуги у негосударственных организаций и предприятий. Итоги этого пилотного проекта подводить пока рано. Но если он себя оправдает, то в дальнейшем закупка социальных услуг у бизнеса, в том числе у частных домов престарелых, будет осуществляться путем включения соответствующих расходов в соответствующую госпрограмму Санкт-Петербурга. 

Социальное Сколково

Государство, бизнес... А как же петербургские традиции милосердия, с которых мы начинали разговор? В нашей системе социальной защиты есть место волонтерам?

Петербург – один из первых городов России, который системно подошел к продвижению социального добровольчества. Мы создали Концепцию развития этого направления. Город включил в Государственную программу мероприятия в поддержку нового движения, направленного на решение важных социально значимых проблем. К 2020 году планируется в 1,5 раза увеличить число добровольцев, которые на постоянной основе привлекаются к реализации социальных проектов. Я уверен, что такой подход будет способствовать гуманизации петербургского общества, распространению добра, бескорыстия и милосердия – вопреки захлестывающему нас прагматизму. Петербург за последние годы очень серьезно расширил репертуар задач, решаемых в области социальной политики. Мы являемся чем-то вроде инкубатора свежих идей в сфере социального обслуживания, и за опытом их реализации к нам все чаще прибывают специалисты из других регионов России. 

Новые формы работы соцучреждений, разработка специальных методик для восстановления детей-инвалидов, оригинальные методы социальной адаптации пенсионеров, уникальные программы развития «особых» людей – все это вызвало к жизни идею создания инновационного социального кластера с современной обучающей инфраструктурой, площадками для стажировок «охотников за знаниями» из других регионов и стран, со стабильным финансированием. Своего рода «социальное Сколково». 

Идея эта зреет, и многие верят в ее скорую реализацию. Если решение будет признано экспертами целесообразным, город не останется в стороне.

Закрыть