Яндекс.Метрика

Коллекцию «Царского Села» пополнили утраченные в войну вещи императорской семьи

Несколько редчайших предметов, которые были потеряны в годы Великой Отечественной войны, вновь вернулись в музей-заповедник «Царское Село». Среди них – икона фрейлины императрицы Александры Федоровны. Две вазы Императорского фарфорового завода. И книга из библиотеки императорской семьи.

Несколько редчайших предметов, которые были потеряны в годы Великой Отечественной войны, вновь вернулись в музей-заповедник «Царское Село». Среди них – икона фрейлины императрицы Александры Федоровны. Две вазы императорского фарфорового завода. И книга из библиотеки царской семьи.

В Россию раритеты вернули супруги Хармзен из Мюнхена – на всех предметах сохранились инвентарные номера Екатерининского и Александровского дворцов.

«Эти вещи считались утраченными утраченными в годы Великой Отечественной войны. И, конечно, мы даже не могли мечтать о том, что они вернутся к нам. Все, что имеет отношение к ближнему кругу семьи Николая II и к историческому ядру коллекции Александровского дворца, представляет для нас огромный интерес», – говорит директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова.

Возвращение экспонатов в музей – счастливая случайность. Как написали в письме музею супруги Хармзен Йенс и Франциска, их отцы не были знакомы, но оба в 40-ых находились в Пушкине и присылали оттуда трофеи. Так в семье Йенса оказались икона и книга, а в семье Франциски – вазы. Тогда еще будущие супруги не подозревали, какую роль их встреча сыграет в судьбе русского музея-заповедника.

«Мы были в июле 2014 года в Петербурге, Царском Селе. Впечатлены архитектурой города и открытостью людей. Но есть одна вещь, которая не дает нам покоя – судьба города во время Второй мировой войны. Наши отцы уже умерли, и мы думаем, что экспонаты должны занять свое законное место в Царском Селе. Надеемся, это поможет укрепить связи между нашими народами, а также побудит других обладателей царскосельских трофеев того времени вернуть их обратно в Россию», – написали в музей Йенс и Франциска Хармзен.

Как рассказали в «Царском Селе», Икона Богоматери принадлежала графине Гендриковой (1887-1918). Анастасия Гендрикова пережила с семьей Николая II все выпавшие на их долю испытания, в том числе месяцы под домашним арестом в Александровском дворце. Она последовала за семьей в ссылку в Тобольск, вместе с другими приближенными старалась облегчить участь узников, давала уроки истории великой княжне Татьяне Николаевне, ухаживала за цесаревичем Алексеем. В 1918-м графиню и нескольких приближенных разлучили с царской семьей и отправили в Екатеринбургскую тюрьму, затем перевезли в губернскую тюрьму Перми. Пермская ЧК приговорила «заложников» к расстрелу. В сентябре 1918-го приговор привели в исполнение.

Одна из подаренных вазочек изготовлена на Императорском фарфоровом заводе в 1910 году в сложной технике кристаллической глазури. Вторая - выполнена в технике «клуазоне» (перегородчатой эмали). Эксперты отмечают,  на дне у обеих – инвентарные номера Александровского дворца. Судя по довоенным инвентарным книгам, они находились в личных комнатах Александры Федоровны – Кленовой и Палисандровой гостиных.

Фонд редкой книги пополнил 10-й том полного собрания сочинений Франсуа Фенелона на французском языке (Париж, 1810) – французского священнослужителя, философа, писателя, Фенелон был любимым писателем Александра I. Судя по указанному инвентарному номеру, эта книга из личной библиотеки императора, которая тоже считалась утраченной.

Закрыть