Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Стаценко

В Петербурге "риэлторов в погонах" отправят под суд

СК РФ завершил расследование уголовного дела о мошенничествах с недвижимостью. Большинство обвиняемых – бывшие правоохранители.

Главное следственное управление Следственного комитета РФ по Санкт-Петербургу завершило расследование уголовного дела в отношении Сергея Курбатова, Сергея Карасева, Сергея Бирули, Андрея Ильина, Александра Рычагова, Кирсона Круглова и Дениса Шарпилова. Все они обвиняются в совершении преступлений с недвижимостью, предусмотренных ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупных размерах) и совершенных с 2004 по 2009 годы.

Характерно, что многие из вышеперечисленных на момент преступления являлись сотрудниками правоохранительных органов. К примеру Курбатов, который по версии следствия был организатором преступной группы, во время осуществления первого преступления работал в ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Ильин и Шарипов также были милиционерами (первый работал в Главке, а второй - участковым в 58-м отделе, тогда еще, милиции). Бируля, хотя на момент своей преступной деятельности уже работал адвокатом адвокатской палаты Санкт-Петербурга, также из бывших "ментов", а Круглов в те годы вообще был начальником оперативного отдела СИЗО "Кресты", после чего перешел в ФСКН, откуда в 2013 году его проводили на заслуженную пенсию.

Что касается Карасева (по версии следствия именно он с Курбатовым и составляли костяк организованной группы, поскольку все остальные привлекались лишь для воплощения преступных схем) и иже с ним Рычагова – эти ребята ранее уже были осуждены за мошенничество, причем Рычагов неоднократно. 

По мнению следствия, члены преступной группы находили либо социально неблагополучных граждан и под обманным предлогом забирали у них квартиры, либо умерших граждан, у которых оставалась квартира, которой можно завладеть.

Так, в первом из трех инкриминируемым подследственным эпизодах Курбатов и Карасев узнали про пьющую женщину, чей сын за убийство отца был помещен в "Кресты". Квартира в д. 47 по пр. Энтузиастов, в которой жила женщина, стоила не менее 1 млн 350 тыс. рублей. Члены преступной группы при подстрекательстве и пособничестве Ильина добиваются того, что мать становится единоличным собственником.

Сначала они пытаются склонить сына к подписанию документов по отказу от квартиры в пользу матери. Несмотря на его отказ заявление с помощью Круглова из ФСИН удалось подделать, как, впрочем, и подпись начальника СИЗО. Квартира была приватизирована на имя матери. Теперь у вышедшего из тюрьмы сына нет определенного места жительства, а его мать умерла в течение года после потери квартиры, в том числе от обморожения конечностей. Но как выяснилось позже, данная квартира изначально никем приватизирована не была, являясь таким образом собственностью государства. И вполне возможно, что бомжующий сын снова обретет жилье.

В следующем эпизоде мошенничества Курбатов, Карасев, Шарпилов и Рычагов положили глаз на квартиру в доме 33/5 по ул. Композиторов, стоимостью уже не менее 6  млн 200 тыс. рублей. С ее  хозяином, любившим заложить за воротник, они вообще поступили довольно бесцеремонно. Представившись судебными приставами и сотрудниками милиции, под угрозой выселения из за долги в 200 тыс. рублей, они вынудили  его заключить договор купли-продажи квартиры. Потом его временно поселили в небольшую квартиру и даже дали 100 тыс. рублей на выпивку, что последнего очень обрадовало. А через месяц такой беззаботной жизни бедолагу выгнали на улицу, пополнять, что называется, армию бродяг. 

Еще в одном эпизоде Курбатов со товарищи с целью приобретения мошенническим  путем права собственности на квартиру в доме 2 по Пионерской ул., принадлежащую умершей  петербурженке, изготовили подложное завещание на Круглова от имени умершей, в результате чего он получил право собственности на 1/2 доли указанной квартиры, стоимостью не менее 2 млн рублей. "И только мы уже в ходе следствия все восстановили и всех разоблачили, доказав, что завещание подложное", - сказал расследовавший данное уголовное дело старший следователь 1-го Управления по ОВД ГСУ СК РФ по СПб Михаил Крушельницкий.

"Конечно же, назвать фигурантов данного уголовного дела "черными риэлторами" нельзя, поскольку они никого не убивали.  Но, с другой стороны, все пострадавшие от них оказывались на улице в условиях, не предназначенных для нормальной жизни. Жертва их первого преступления вообще умерла, неоднократно возвращаясь в "отобранную" у нее квартиру и прося предоставить ей жилье, естественно натыкаясь на отказ. Так что с моральной точки зрения ее смерть, пусть и косвенным образом, но на их совести", - считает следователь.

По его мнению, нацеленность организаторов этих преступлений на социально неблагополучные и незащищенные слои населения не случайна. Именно таких легче запутать, обмануть, запугать, в отличие от обычных граждан, которые сразу же пойдут жаловаться в те или иные структуры.

Он также рассказал, что 1-е Управление по расследованию особо важных дел постоянно отслеживает информацию, связанную с различными преступлениями и правонарушениями в области недвижимости. "Расследуя одно дело из этой области, наши сотрудники натыкаются на другое дело, связанное с мошенничеством с квартирами, и, начав расследовать его, устанавливают новые эпизоды. Здесь уже все идет как по цепочке. Когда постоянно крутишься в подобных делах, неминуемо всплывает какая-то новая информация, благодаря которой удается выделять все новые и новые эпизоды", - поделился спецификой работы Михаил Крушельницкий. 

Какое наказание ждет подследственных, определит суд. Согласно УК РФ, максимальный срок за мошенничество в особо крупных размерах составляет 10 лет.

Закрыть