Яндекс.Метрика

Рубрика "Дело логики" представляет новую задачу "ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ"©

Ведущий рубрики "Дело логики" Олег Рябинин предлагает решить новую логическую задачу "ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ" по мотивам одноимённого рассказа А.П.Чехова.

"Вы о нём слышали, конечно. Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в тёплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил тёмные очки, …. и у него наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление создать себе футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний". 

Можно отметить, что расчехлённый зонтик вполне защищал героя: весной и осенью от дождя, летом от солнца, а зимой от снега. Тёмные очки оберегали от солнца и от ветра; по счастью, он их не зачехлял. Были у него и ещё две особенности, о которых Антон Павлович, посчитал нужным не упомянуть: в каком бы месте города вы ни спросили господина Беликова: "Который теперь час?", он всегда отвечал безупречно; правда, если у него при этом было настроение. А оно было лишь в том случае, если на улице не было осадков, и день был не пасмурный, а сама улица не была узкой. Кстати, свои часы он никогда при этом не расчехлял; ни к чему было. А ещё, он не любил железные предметы; увидев, тут же обходил их стороной. Перочинный нож и часы являлись в этом смысле редким исключением.  К этому следует добавить: он не использовал показания уличных часов и вообще более никаких приборов для
определения времени со стороны. Всё происходило в реальной обстановке и наяву, если закрыть глаза на то, что главное действующее лицо – всего лишь литературный персонаж.

ВОПРОС: каким образом "человек в футляре" мог назвать время, если он не пользовался часами? Какие аргументы?

ДОПОЛНЕНИЕ: ответ засчитывается, если он логически обоснован, в полной мере опирается на данные условия задачи, а также соответствует здравому смыслу. Угадыванию – нет! Логическому осмыслению – да! Версии уместны любые, даже самые невероятные, лишь бы не страдала логика рассуждений! Юмор только приветствуется, ибо он находится с логикой в родственных отношениях!

ОТВЕТ на задачу "Инкогнито" от19.12.2014г.: это ботинок с коньком для скольжения по льду. См. рис. 1.


ПОДРОБНОСТИ: Разумеется, что "фантастичной" поверхностью является обычный лёд. Его необычным, казалось бы, свойствам есть объяснение. Но вначале хорошо бы понять – почему, собственно говоря, лёд скользский?  И почему шероховатый лед более скользок, чем зеркально гладкий? Ведь, согласитесь, на гладком полу, натёртом мастикой, легче поскользнуться, чем на обыкновенном. Может показаться, что аналогичное должно происходить и на льду, т. е. гладкий лед должен быть более скользок, чем лед бугорчатый, шероховатый. Однако это не так. И объясняется тем, что скользкость льда зависит главным образом не от гладкости, а от совершенно особой причины: от того, что температура плавления льда понижается при увеличении давления.  Рассмотрим, что происходит, когда мы катаемся на коньках. Стоя на коньках, мы опираемся на очень маленькую площадь, всего в несколько квадратных миллиметров. Почему на такую маленькую? Ведь полная поверхность соприкосновения лезвия конька со льдом не менее нескольких квадратных сантиметров. А дело в том, что соприкосновение со льдом происходит не по всей площади, ограниченной контуром опоры, а лишь в определённых местах; лезвие классического конька имеет желоб. См. рис.  2.  


Поэтому площадь контакта уменьшается на порядок. И на эту небольшую площадь целиком давит вес нашего тела. Что, по совокупности, создаёт огромное давление. А под большим давлением лед тает при пониженной температуре.  Так, например, если лед имеет температуру — 5°, а давление коньков понизило точку плавления льда, попираемого коньками, более чем на 5°, то эти части льда будут таять. Теоретически можно вычислить, что для понижения точки таяния льда на 1° требуется весьма значительное давление в 130 кг на квадратный сантиметр (или 1,3 кг на 1мм2). Вполне очевидно, что конькобежец оказывает на лёд значительно более высокое давление. Что же получается? Теперь между полозьями коньков и льдом находится тонкий слой воды, — неудивительно, что конькобежец скользит. И как только он переместит ноги в другое место, там произойдет то же самое. Всюду под ногами конькобежца лед превращается в тонкий слой воды. Такими свойствами из всех существующих тел обладает только лед; один советский физик назвал его “единственным скользким телом в природе”. Прочие тела гладки, но не скользки.

Теперь мы можем вернуться к вопросу о том, гладкий или шероховатый лед более скользок. Мы знаем, что один и тот же груз давит тем сильнее, чем на меньшую площадь он опирается. В каком же случае человек оказывает на опору большее давление: когда он стоит на зеркально гладком или на шероховатом льду? Ясно, что во втором случае: ведь здесь он опирается лишь на немногие выступы и бугорки шероховатой поверхности. А чем больше давление на лед, тем обильнее плавление и, следовательно, лед тем более скользок. Однако на практике это едва ли применимо.

Во-первых, искусственное создание такого шероховатого льда довольно затруднительное и затратное дело. "Овчинка выделки не стоит". А во – вторых, любой конькобежец на повороте буквально режет лёд, превращая бугорчатую поверхность в
гладкую. В результате, получается очень неоднородная поверхность, которая вовсе не способствует безопасному скольжению. К тому же, восстанавливать местечковую  шероховатость катка было бы ничуть не легче и не быстрее, чем создавать эту поверхность целиком. И опять, всего лишь на короткое время.                                                                                                                                               Если мороз очень силён, то давление коньков оказывается недостаточным для понижения точки таяния льда на необходимое количество градусов, - и тогда катание на коньках затрудняется: из-за отсутствия водяной смазки заметно возрастает трение.  Есть и граница, при которой скольжение по льду вообще невозможно.

Более чем на 22 градуса по Цельсию точку таяния льда под давлением понизить нельзя. Это наступает при давлении в 2200 атмосфер. А объясняется это тем, что под давлением свыше этой цифры, лёд превращается в особое видоизменение, более плотное, чем обыкновенный лёд, и, следовательно, занимающее меньший объём: давление уже не помогает ему переходить в жидкое состояние.

И ещё: интеллектуальной нагрузкой для конька является сам человек, использующий его для катания по льду.

Спасибо за внимание!

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ по задаче "Инкогнито" от 19.12.2014г.: итак, задача решена. 

ПОБЕДИТЕЛЬ: Алексей Моторин. Ему - Почёт! Уважение! Комплименты! Аплодисменты! А также 1500 баллов на Доске Почёта. Браво!! 

ВЕРСИИ В ОТВЕТАХ: Олег Егоров (50 баллов), Вероника Пуцина (20 баллов), Владимир Кокшаров (10 баллов). Всем - Комплименты!  А другим участникам и просто наблюдателям – огромное спасибо! И пожелание удачи в дальнейшем! 

С уважением, ведущий рубрики "Дело логики" Олег Рябинин

Закрыть