Яндекс.Метрика

Георгий Полтавченко: Санкт-Петербург полностью выполнил все социальные обязательства перед жителями

О том, каким для Северной столицы был 2014 год, и о перспективах развития города рассказал губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко.

О том, каким для Санкт-Петербурга был 2014 год, и о перспективах развития города в 2015 году рассказал губернатор Георгий Полтавченко.

Георгий Сергеевич, как вы оцениваете итоги года в социальной сфере, экономике, по привлечению инвестиций?

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: В целом я считаю, что итоги неплохие. Даже с учетом той ситуации, которая, к сожалению, сложилась во втором полугодии.  

Сегодня одним из ключевых показателей развития как социальной сферы, так и экономики регионов является исполнение "майских указов" президента России. Здесь мы идем строго в соответствии с "дорожной картой", кое-где даже с небольшим опережением. Город полностью выполнил все социальные обязательства перед жителями. Среднемесячная заработная плата выросла в Петербурге за 11 месяцев на 11% и составляет 39 226 рублей. По итогам года вырастут денежные доходы населения, а это – один из главных признаков развития.

Есть и другие признаки, подтверждающие положительную динамику города. Мы достаточно неплохо сработали по привлечению инвестиций. Вложения  в основной капитал крупных организаций за 11 месяцев выросли почти на 20%. Недавно агентство "Эксперт РА" подтвердило лидерские позиции Петербурга в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов. Еще один независимый эксперт, Национальное рейтинговое агентство, впервые включило Петербург наряду с Москвой в группу регионов с наивысшей инвестиционной привлекательностью.

Уже понятно, что по строительству мы перешагнем 3 млн м2. Это рекордный показатель за последние 5 лет. Есть определенный спад в промышленности, но он некритичный – от 8 до 7%. Но однозначно нельзя сказать, что вся промышленность чувствует себя неуверенно. Фармацевтический кластер неплохо работает и имеет хорошие перспективы на следующий год, планируется открытие новых предприятий. По итогам трех первых кварталов подрос экспорт на 8%. Все предприятия ВПК обеспечены госзаказом, что дает им возможность ближайшие 3-5 лет чувствовать себя достаточно уверенно. Существенный спад произошел в производстве табачных изделий, пива, ликероводочных изделий, но это некритично. Остановился рост в автопроме, хотя в последнее время здесь есть рост за счет спроса со стороны иностранцев. 

Индекс промпроизводства снизился, но при этом оборот организаций увеличился почти на 10%. По результатам 11 месяцев существенный рост показали здравоохранение – 32,4%, образование – 11,3%, другие наукоемкие отрасли. Увеличился объем услуг в сфере связи. Продолжается рост объема услуг предприятий транспорта, почти 6% за 11 месяцев. А это значит, что экономика живет. Если транспорт работает с полной нагрузкой, значит, ему есть что возить. Это хороший показатель.

В таких непростых экономических условиях не придется ли урезать бюджет будущего года?

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: Тот бюджет, который мы представили Законодательному собранию и утвердили, вообще-то большой оптимистичностью не отличался. Например, по налогу на прибыль уже было заложено сокращение поступлений на 4% с учетом того, что могут быть временные трудности у некоторых наших предприятий. И в новый год мы входим достаточно неплохо, на мой взгляд. Объем городского долга у нас уменьшился на 4 млрд рублей, и по состоянию на 22 декабря он составляет 14,6 млрд. Весь долг, который мы имеем, - внутренний. Отношение текущего объема долга к утвержденному на 2014 г. объему доходов Петербурга без учета безвозмездных поступлений составляет 3,6%. Для сравнения – есть регионы России, где этот показатель превышает 50%. Еще очень важно, что погашение нашего долга грамотно распределено по годам. В следующем, 2015 г. городу предстоит погасить 8,6 млрд рублей. Так что, на мой взгляд, текущее состояние бюджетной системы у Петербурга по российским меркам очень неплохое. 

Расходы бюджета сокращаться будут?

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: На сегодняшний день мы такую задачу перед собой не ставим. Я могу сказать с абсолютной уверенностью, что даже если вдруг начнут расти цены в начале 2015 г., то на первое полугодие 2015 г. городу хватит средств и на лекарства, и на продукты питания, и на социальную поддержку особо нуждающихся горожан. Социальные потребности города будут полностью обеспечены. 

Если увидим, что грядут совсем трудные времена, то, конечно, мы готовы к тому, чтобы пересматривать бюджет. Но это будет не какой-то аврал, а спокойная плановая работа. Примерно в феврале следующего года мы получим уточненный федеральный прогноз социально-экономического развития. На его основе подготовим уточненный прогноз для Петербурга. В апреле появятся данные о фактическом поступлении доходов по результатам 2014 г. и статистика за первый квартал 2015 г. Так что в ходе традиционных весенних поправок в бюджет, возможно, будем что-то пересматривать – сокращать какие-то статьи, закладывать дополнительно деньги на социальные расходы во втором полугодии.

На развитие города что-нибудь останется? Какие проекты могут отложить, какие подорожают?

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: Многое будет зависеть от пополнения доходной части бюджета. Поэтому в первом квартале вместе с налоговой инспекцией и крупнейшими налогоплательщиками будем работать над уточнением прогноза по доходам на 2015 г. и думать над возможностями увеличить поступления в бюджет Санкт-Петербурга. Кроме того, задача увеличения доходов бюджета выходит на первый план для таких наших подразделений, как Комитет по управлению городским имуществом, Комитет по земельным ресурсам, Комитет по печати и средствам массовой информации, который курирует рынок наружной рекламы.

Плюс мы рассчитываем, что новая ситуация в экономике создаст хорошие перспективы для увеличения доходов у пищевой промышленности города, фармацевтического кластера, оборонных предприятий. Любой экономический кризис заключает в себе новые возможности, которыми необходимо воспользоваться. 

В любом случае все, от чего зависит развитие города, в бюджете остается. Инженерная, транспортная инфраструктура, метрополитен – то, без чего городу сегодня сложно развиваться. И если мы все-таки вынуждены будем сокращать бюджет, то над этими расходами нож поднимется в самую последнюю очередь. Другое дело, что можно отложить на какое-то время начало нового строительства каких-то других объектов, не влияющих на развитие. Но город не может развиваться без инженерных сетей, метро и другого общественного транспорта, а также новых дорог.

Значит, планы по строительству метро остаются, сокращения их не коснутся?

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: Финансирование метро сокращаться не будет. Единственное, наши планы могут быть скорректированы по срокам на год-два. Если цены начнут расти, то в те 73 млрд, которые мы зарезервировали в бюджете на метро прошлой осенью, нам не уложиться. По метро все, что мы собирались начать, мы начнем обязательно. Но если не удастся нарастить бюджет, то, возможно, некоторые наши планы будут реализованы не так быстро, как нам бы этого хотелось. Но, опять же, при негативном развитии ситуации.

Как зарубежные санкции сказались на промышленном секторе Петербурга, на оборонных предприятиях? Есть ли какие-то сложности?

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: Каких-то существенных проблем наши предприятия не испытали. Могу отметить лишь единичные случаи, когда некоторые судостроительные предприятия испытывали трудности. Там достаточно много компонентов ввозилось и закупалось за рубежом, в том числе на Западе и в США. И кое-где возникали определенные сложности, но они по большому счету решаемы. Всегда можно найти варианты замены оборудования на аналоги в тех странах, которые не присоединились к санкциям. А самое главное, в Петербурге уже запущен ряд проектов по освоению такой продукции – в частности, в НПО "Сатурн" и на заводе "Звезда".

То есть меры по импортозамещению были приняты быстро и адекватно?

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: Работа по импортозамещению идет достаточно неплохо. Наработки у нас были, и сейчас схема импортозамещения начинает работать по всей стране. Многие вещи, которые наши предприятия закупали за рубежом, они сегодня закупают у российских производителей из других регионов. Плюс сегодня страны Востока активно помогают нам замещать то, что мы раньше покупали на Западе.

Также хочу напомнить, что осенью мы в рамках Петербургского международного инновационного форума объявили о создании Центра импортозамещения. Это своего рода выставочная площадка, где можно будет увидеть наши инновационные разработки, инвестиционные проекты, образцы продукции российских предприятий и многое другое. Там будут проходить официальные совещания, конференции, семинары и презентации по вопросам импортозамещения.

В 2015 г. мы планируем создать Фонд поддержки развития промышленности, который будет предоставлять государственные гарантии под кредиты крупным компаниям и оборонному комплексу города. В городском бюджете заложены несколько миллиардов рублей с лимитом на одного заемщика порядка 200-300 млн рублей. Размер самого фонда и лимита в дальнейшем будет увеличиваться. Этот вопрос мы прорабатываем с Министерством промышленности и торговли для привлечения средств федерального бюджета и распространения нашего опыта на другие регионы. 

Никакие отрасли городской экономики не вызывают опасений в 2015 г.? Кто может потребовать особого внимания? 

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: Внимания требуют все и всегда, даже в хорошие годы. Есть не то что опасения, а, скорее, определенные риски, связанные с нашим автомобильным кластером в 2015 г. Там есть как поводы для оптимизма, так и поводы для беспокойства. Например, "Тойота" и "Ниссан" расширяют свои производства. Второго декабря на заводе "Тойота" начался выпуск обновленной модели "Камри", а также открылись новые цеха. А неделю спустя на заводе "Ниссан" была запущена вторая очередь. Ожидается, что мощность этих заводов вырастет в 2 раза.

Но в то же время петербургские автопроизводители не в вакууме находятся, и общие проблемы сказываются и на них. В 2014 г. объемы производства автокластера будут снижены, в первую очередь из-за снижения выпуска на заводе "Джи Эм Авто". Но закрывать производство в Петербурге компания не планирует. Сейчас на заводе проходит оптимизация производства с учетом экономической ситуации и изменения курса валют.

Самое главное, что непонятен общий тренд. Пока деньги у населения России есть, что показывает бум продаж на автомобили и недвижимость в последние дни. Но может так получиться, что деньги закончатся и продажи упадут. Правда, могут не закончиться у наших соседей, которые к нам тоже едут с большим удовольствием сегодня, используя разницу в курсе валют. Из Белоруссии много едут, из Финляндии поехали к нам активно, такого не было никогда. Наши северные соседи за многими товарами к нам едут. 

В общем, прогнозировать ситуацию в автопроме никто не возьмется. Курс рубля понизил себестоимость производства автомобилей в России и в Петербурге, а значит – и общую рентабельность заводов. Поэтому нельзя сказать, что риски предопределены. Но они возможны.

Малый бизнес не вызывает опасений?

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: Он, наоборот, самый живучий. Вот крупным корпорациям сложнее выживать, у них огромные траты, у многих достаточно серьезные проблемы с кредитами, их получением. Здесь, конечно, тоже могут быть проблемы.

Что касается малого бизнеса, то мы стараемся его поддерживать. Вы знаете, что на 2015 г. мы отказались от введения торгового сбора с розницы, а в Петербурге почти половина малых предприятий занимается торговлей. С 1 января будущего года мы снизили ставку для тех, кто работает по упрощенной ставке налогообложения, на 3% – это прилично для малого бизнеса. Планируем и при необходимости будем внедрять дополнительные меры поддержки. Малый бизнес важен для нас не только поступлениями в бюджет, это еще и важная тема, связанная с занятостью населения, и прежде всего – самозанятостью.

Ожидаются ли в следующем году крупные инвестпроекты? Ведутся ли переговоры? 

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: Самое главное, что никто из тех, кто уже работает в Петербурге или заявился работать в ближайшей перспективе, никуда не ушел и не собирается уходить из города. 

На прошлой неделе, например, мы заложили логистический центр "Агрополис" – очень серьезный проект, который будет реализовываться в течение нескольких лет, а первую очередь они намерены открыть уже в 2015 г. Центр будет способствовать импортозамещению в продовольственной отрасли. Кроме того, после запуска на полную мощность он даст городу более 7 тыс. новых рабочих мест. Более 2 млрд рублей составят отчисления в городской бюджет. 

Я лично общался с руководителями проекта. В случае возникновения проблем с привлечением кредитов, они рассматривают возможность изменения формата реализации. Вообще они с оптимизмом смотрят на свои перспективы и хотят на самой первоначальной стадии привлекать партнеров, которые обязательно заинтересуются инновационным продуктом. Ведь нынешние овощебазы – позавчерашний день в сравнении с будущим центром. Завтра они будут не востребованы, не смогут конкурировать с ним. Поэтому сейчас самое время идти и договариваться с этим центром о партнерстве.

Дискаунтер "БигБокс" в 2015 г. планирует завершить работы по строительству двух магазинов своей сети. К лету их планируется ввести в эксплуатацию. Помимо налогов, а также объема инвестиций в течение нескольких лет они планируют вложить порядка 10 млрд рублей, социальная значимость этого проекта заключается в ограничении торговых наценок, что позволит горожанам покупать качественную продукцию со скидкой до 10%. 

Вы заявили о 10 новых инвестиционных проектах в городе в следующем году. Можете их назвать, в каких отраслях?

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: Прежде всего эти проекты связаны с развитием нашего фармацевтического кластера. Кстати, он производит уже порядка 100 наименований лекарственных препаратов и 10 новых препаратов начал выпускать в 2014 г. В основной массе это импортозамещающие препараты. А на будущий год на территории ОЭЗ заработают объекты сразу несколько резидентов. "Новартис Нева" откроет завод по производству фармацевтической продукции. Будет введен в эксплуатацию научно-исследовательский комплекс компании "Витал Девелопмент Корпорэйшн". "ВЕРТЕКС" вводит в строй первую очередь инновационно-производственного комплекса и проектирует вторую очередь. "Цитомед" завершает строительство первой очереди производства.

Также в 2015 г. планируется начать строительство океанариума, парка развлечений DreamWorks, завода по производству арматуры "МЕРА-Сталь". Продолжится создание на базе Обуховского завода производственно-технологического комплекса Северо-Западный региональный центр концерна "Алмаз-Антей". Компания "Новтех" планирует во втором полугодии открыть комплекс по разработке и серийному производству инновационного оборудования (электроприводы).

Какие меры будет предпринимать правительство Санкт-Петербурга для сдерживания цен на продовольствие в будущем году?

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: Они уже принимаются. Создан региональный Продовольственный фонд Санкт-Петербурга. Он закупает зерно и тем самым сдерживает рост цен на муку, хлеб и хлебобулочные изделия. Также правительство города подписало соглашения с торговыми сетями по предотвращению необоснованного роста и стабилизации розничных цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости. Так что мы не просто мониторим цены, мы работаем в тесном контакте с нашими сетевыми магазинами. И мы договорились, что они лавинообразного и спекулятивного роста цен не допустят.

В принципе в Петербурге не возникло ни дефицита продуктов питания, ни резкого роста цен на них. Поэтому я считаю, что совместные действия правительства города и бизнес-сообщества можно назвать и оперативными, и адекватными ситуации. Важную роль сыграли продовольственные ритейлеры. Город сделал определенные шаги по их поддержке, в том числе на федеральном уровне. Но и ритейлеры, в свою очередь, проявили себя с наилучшей стороны. 

Общими усилиями нам удалось быстро найти альтернативные источники поставок. Причем сегодня по большинству категорий продуктов, попавших под санкции, основную долю поставок обеспечивают российские компании. Выяснилось, что у нас дома производится много продуктов хорошего качества. На прилавки Петербурга пробилось масло, произведенное по лицензии Германии в Санкт-Петербурге, элитное молоко из Волосово, рыба из Карелии и Мурманска, говядина местных производителей, баранина из Дагестана и Краснодарского края и многое другое. Заметно увеличились поставки молочной и мясной продукции из Белоруссии, вырос товарооборот с Арменией и Азербайджаном. Расширен ассортимент овощей и фруктов производства Китая и стран Юго-Восточной Азии, Сербии, Македонии, стран Ближнего Востока, Африки и Южной и Центральной Америки. 

В следующем году мы планируем продолжить проведение бирж деловых контактов и закупочных сессий по отдельным товарным группам с участием товаропроизводителей из Северо-Западного федерального округа, других регионов страны. Предпочтение будем отдавать тем, кто имеет хорошую логистику перевозок. Будет продолжена и ярмарочная деятельность на территории Петербурга.

Каким, на ваш взгляд, будет 2015 г. для петербургской экономики? 

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: Я думаю, что все-таки стагнации не должно быть и тем более кризиса. Это будет стабильная ситуация с элементами развития. Все-таки будут продолжаться главные проекты. Метро, жилье и дороги мы будем строить в любом случае. Развивать образование, здравоохранение мы тоже будем, потому что без этого нельзя. Надеюсь, что инвестиции в город будут продолжаться. Может быть, не стоит ждать новых больших инвестиций с учетом того, что подорожали заемные деньги, а также есть влияние западных санкций. 

Как идет подготовка транспортной инфраструктуры к чемпионату мира по футболу 2018 г.. Будут ли реализованы проекты "Аэроэкспресса" до Пулково, канатной дороги?

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: Недавно мы еще раз оценили наши возможности с учетом различных сценариев и сложностей в экономике. И пришли к выводу, что для нормального проведения чемпионата мира по футболу вполне хватит тех проектов, которые мы уже запустили в дорожной инфраструктуре или запустим в следующем и в 2016 г. Я имею в виду выделенные полосы для пассажирского автотранспорта из аэропорта Пулково к станции метро "Московская" через развязку Пулковское шоссе – Дунайский проспект к "Звездной". Потребуется расширение шоссе в районе железнодорожного моста. Эти работы планируется провести совместно с ОАО "РЖД". 

В целом с учетом тех транспортных магистралей, которые мы уже делаем, и которые есть в планах, мы спокойно обеспечим беспрепятственное перемещение болельщиков и туристов между городом и аэропортом. Даже без "Аэроэкспресса". Мы не против этого проекта. Минтранс эту идею поддерживает, часть расходов готово взять на себя ОАО "РЖД". Если федеральный бюджет выделит средства, мы, конечно, всеми силами поддержим этот проект.

В рамках подготовки к чемпионату мира по футболу мы должны решить более широкую задачу, чем обеспечить доставку пассажиров из Пулково и обратно. Наша задача – развитие транспортной системы города в целом. И в частности – обеспечение транспортной доступности всей южной части города. 

Поэтому мы продолжаем активно работать по проекту легкорельсового трамвая и планируем не только протянуть линию ЛРТ от Купчино до аэропорта, но и довести ее от Купчино в Рыбацкое и Колпино. И от аэропорта дальше можно дотянуть ветку до города-спутник Южный и так далее. Тема очень интересная, перспективная и, кстати, до сих пор не отвергнута инвесторами. Они серьезно рассматривают возможность инвестиций вплоть до участия в программах государственно-частного партнерства. То же самое касается ветки ЛРТ от Кировского завода до "Балтийской жемчужины".

Уточните, сколько федеральных денег выделено на транспортную инфраструктуру к чемпионату мира по футболу?

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: В настоящий момент федеральный центр предусмотрел финансирование строительства двух объектов. Это путепроводная развязка на пересечении Пулковского шоссе с Дунайским пр. и участок Невско-Василеостровской линии метрополитена от станции "Приморская" до станции "Улица Савушкина", включая станцию "Новокрестовская". В течение 4 лет на эти объекты из федерального бюджета планируется выделить 19,8 млрд рублей, из которых 14 млрд – на строительство метро, а 5,8 – на возведение развязки. 

Одна важная для Петербурга отрасль – туризм. Какие итоговые показатели по турпотоку в этом году? 

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: С учетом внутреннего туризма мы оцениваем число гостей в 2014 г. на уровне 6 млн. Примерно на 15-20% будет снижение турпотока из западных стран: Западной Европы, Японии, Канады и Соединенных Штатов Америки, турпоток из последней снизился на 30%. Но есть определенный рост из восточных стран: Гонконга, Южной Кореи, Ирана, Турции. Поэтому на первый план выходит задача поддержки восточного направления. Поэтому во втором полугодии мы приглашали иностранных журналистов на пресс-туры из Китая и Южной Кореи, участвовали в так называемом роад-шоу в Гонконге. Плюс сейчас для граждан Китая мы разрабатываем туристический продукт под условным названием "Красный маршрут" – по ленинским местам. В этой стране ведь с уважением относятся к Владимиру Ильичу, и нам есть что показать. И я думаю, что в следующем году этот маршрут будет запущен.

Понятно, что в европейских СМИ с учетом антироссийской истерии хорошие сюжеты о Петербурге сейчас появиться не могут. Поэтому там наш город рекламируется иначе. На машинах лондонских такси, в бортовых журналах авиакомпаний, на рекламных стендах в крупнейших аэропортах, таких как Хитроу, Франкфурт и других. На Западе наша задача – напоминать о Петербурге. Присутствовать в информационном поле Европы наш город должен, а в нынешних геополитических условиях, я считаю, – еще и обязан.

В 2014 г. с туристического рынка города ушел ряд крупных компаний. К каким потерям для бюджета, ВРП это приведет? Сколько рабочих мест потеряно?

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: В индустрии приема туристов сокращения были незначительные. В основном они выразились в том, что летом меньше были востребованы гиды, водители, другие сотрудники, которые работают на основе аутсорсинга. У тех фирм, которые специализировались на отправке наших сограждан за границу, из-за летних банкротств лишились работы порядка 600 штатных сотрудников. Примерно половина этих людей уже нашли себе новую работу. Кто-то перешел в сохранившиеся на рынке туркомпании, а кто-то учредил собственное турбюро.

То есть для экономики последствия летних банкротств не катастрофичны. Более того, я согласен с экспертами, которые говорят об оздоровлении рынка выездного туризма. Чем больше развиваются современные технологии и средства связи, тем меньшему количеству людей нужны посредники для путешествий. 

Турагентствам Петербурга – а их сегодня в городе порядка 2 тыс. – надо задуматься, все ли они правильно делают. Покупать места в самолете оптом, и продавать их в розницу – такая схема теперь не очень востребована. Пора переходить в другие сегменты туристического рынка, заниматься тем же въездным туризмом либо искать и предлагать людям что-то новое, прежде всего – внутри России. Разрабатывать новые маршруты, создавать качественные туристические продукты по доступным ценам.

Какие вы видите у Петербурга точки роста в сфере туризма? 

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: Прежде всего мы будем поддерживать и развивать те сектора, на которые не влияет геополитическая ситуация. Например, число круизных туристов по итогам навигации 2014 г. составило 515 тыс. Оно снизилось не больше, чем во всем регионе Балтийского моря. Здесь наши надежды связаны с возможностью безвизового въезда в Россию на 72 часа для пассажиров воздушных судов. Тогда иностранцы могли бы прилетать в Петербург, проводить здесь 2-3 дня и отправляться в морской круиз. Соответствующий законопроект в Государственной думе прошел первое чтение, и мы приложим все усилия, чтобы ускорить его прохождение.

Вторая важная точка роста – деловой и конгрессный туризм. До нынешнего года его сдерживало отсутствие в Петербурге необходимой инфраструктуры. Но сейчас, после открытия КВЦ "Экспофорум", ситуация изменилась. 25 конференц-залов, рассчитанных на 10 тыс. человек, – это серьезный ресурс. Чтобы грамотно им распорядиться, создано Городское конгрессно-выставочное бюро, которое уже готовит план участия Петербурга в конкурсах за право проведения крупных международных мероприятий. Мы подали заявку на проведение в Петербурге в 2016 г. ежегодного конгресса Международной ассоциации профессионалов индустрии встреч MPI. Также мы предложили правительству России поддержать проведение в Петербурге Всемирной выставки ЭКСПО 2022. Этот вопрос сейчас прорабатывается. Но вне зависимости от того, какое последует решение, город продолжит развивать инфраструктуру делового туризма. Подписано соглашение о намерениях с СПбГУ по строительству конгресс-центра на Васильевском острове.

Третья точка роста – развитие внутреннего туризма. Начиная с этой осени мы проводим в городах России роад-шоу, своего рода туристические ярмарки, призванные представить Петербург как туристический объект, самый интересный из доступных и самый доступный из интересных. Стартовал проект по обмену баннерами с другими городами России. 

В Советском Союзе каждый гражданин мечтал хоть раз в жизни побывать и в Москве и в Петербурге. И это желание живет и у сегодня у россиян. Сейчас многие жалуются, что дорога дорогая, проживание, но надо создавать такой продукт, который будет доступен жителям нашей страны. Мы об этом тоже думаем и планируем поощрять строительство бюджетных гостиниц 2-3 звезды, чтобы рядовой россиянин смог приехать к нам на пару дней. Не только полюбоваться на эту красоту, но и сходить в наши городские музеи.

Наша главная точка роста в туризме, я считаю, – это сам Петербург. Он входит в 10 самых привлекательных городов Европы, да и в мировых рейтингах занимает высокие позиции. 

Как вы относитесь к корректировкам в Генеральный план Санкт-Петербурга?

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: Генплан – это основной документ, по которому город должен развиваться. Но это не мертвый документ. Всегда бывают новые вызовы, которые требуют ответных действий на языке генплана. К сожалению, раньше город слишком часто вносил корректировки в генплан, исходя из конкретных обращений конкретных инвесторов. Это была вынужденная мера, и она не шла на пользу городу в целом. Поэтому последние корректировки, которые мы внесли, направлены на то, чтобы упорядочить и "застолбить" что-то в общих интересах, в интересах всего Петербурга.

Комиссия одобрила более 30 предложений по изменению различных функциональных зон на зону рекреационного назначения "Р2". Это зона зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением отдельных объектов в рамках закона. В частности, комиссия поддержала предложения по изменению на зону "Р2" территорий, которые занимают сквер на ул. Бабушкина, 40, Ломоносовский сквер, Деминский сад, Фарфоровское кладбище и многие другие объекты, судьба которых беспокоила петербуржцев. 

Но часть предложений пришлось отклонить. Например, те, в которых предполагалось сделать зелеными зонами территории, на которых расположена жилая застройка, проходят дороги, давно проживают люди. Также комиссия не согласилась с предложениями, означавшими исключение из генплана целого ряда перспективных транспортных магистралей. Просто так стирать с карты Петербурга будущие дороги мы не имеем права. Город должен развиваться в плановом режиме. При этом, безусловно, не исключены компромиссы. В частности, была разработана новая трассировка перспективных улиц в районе бывшего Митрофаньевского кладбища. Движение транспорта пойдет в обход этой территории – соответствующие решения одобрены комиссией.

На последнем Съезде строителей вы объявили, что в ближайшей перспективе город будет не покупать жилье для очередников, а строить самостоятельно. Почему было принято такое решение? 

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: Самая главная причина – строить самостоятельно дешевле. Президент России назвал строительство за бюджетный счет одним из главных резервов экономии средств для бюджета. И мы это видим на примере строительства бюджетного жилья в Петербурге. Закупочная цена по нормативам Минрегиона для нашего города составляет около 57 тыс. рублей за квадратный метр. А самостоятельно точно такие же дома мы можем строить по 44 тыс. рублей за метр. Разница существенная. 

Мы его не строили раньше, потому что у нас не было готовых участков земли с соответствующими проектами планировки. А сегодня мы зарезервировали достаточное количество подготовленных и сформированных участков, на которых можно вести бюджетное строительство. Эти участки определены, на них разработаны проекты планировок, и мы планируем с 2016 г. более активно строить жилье сами. Надеюсь, по 200-500 тыс.м2, в зависимости от возможностей бюджета. И покупать мы тоже будем: жилья городу нужно много, хотя очередь сейчас сокращается, но хотелось бы сокращать ее быстрее.

Промышленные предприятия подавали заявки на переоформление своих земель?

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: Да. И очень активно. Мы в основном их отклоняли. Я лично согласен с теми, кто говорит: какой смысл иметь и держать устаревшее и морально и физически производство на земле, которая стоит примерно как в ведущих городах Европы? Считаю, это практичный и правильный подход. Но нам надо определиться, как эти площади использовать с максимальной пользой для города, собственника и для петербуржцев. Ведь не хотелось бы, чтобы на месте предприятий были построены очередные каменные джунгли, где не будет ни света, ни зелени.

Поэтому сначала надо выработать единые правила. Мы хотим найти золотую середину. Полагаю, было бы правильно, если бы мы разрешили 30% территории застраивать жильем, 30% оставлять под общественные пространства и рекреационные зоны, еще 30% – общественно-деловая застройка: высокотехнологичные предприятия, офисы и торговля, общепит.

И еще не стоит забывать, что на этих предприятиях работают люди, петербуржцы. У них определенная квалификация. Кому-то трудно будет ездить на другой конец города. Кому-то будет трудно просто выйти за ворота и найти новую работу. Для них надо создать рабочие места. Собственники этих предприятий должны создать соответствующие новые, технологически перевооруженные производства.

Закрыть