Яндекс.Метрика
  • Александр Мелихов

Петербургский писатель Владимир Шпаков празднует юбилей

55 лет исполняется известному петербургскому литератору Владимиру Шпакову. Он реализует себя в разных областях: проза, драматургия, редакторская деятельность.

55 лет исполняется известному петербургскому литератору Владимиру Шпакову. Он реализует себя в разных областях: проза, драматургия, редакторская деятельность. И критики он не чужд, и как организатор литпроцесса - заметная фигура. Можно было бы сказать: литературный многостаночник, но это вряд ли справедливо. Избыток энергии тут налицо, но сосредоточенность на главном - на творчестве - тоже очевидна.

Владимир Шпаков – замечательный прозаик, прежде всего, рассказчик. Именно в жанре рассказа автор предстал перед читателем в первой половине 90-х годов. Время, как мы помним, было не очень литературное, люди были озабочены другими проблемами, и все же публикации в московских "Огоньке", "Октябре", а также в питерской "Авроре" читающая публика заметила и оценила по достоинству.

В те годы автор еще был студентом Литературного института, где он учился в семинаре известного писателя Анатолия Приставкина. По его рекомендации, а также при поддержке еще одной литературной знаменитости – прозаика Владимира Маканина – в 1996 году Владимир Шпаков был принят в Союз писателей, причем еще до выхода первой книги. Эта книга под названием "Клоун на велосипеде" вышла в свет два года спустя и представляла собой сборник рассказов - в начале творческого пути этот жанр был основной областью реализации авторского таланта.

Уже в самых первых произведениях проза Владимира Шпакова отличалась убедительностью, емкими деталями и точными речевыми характеристиками персонажей. Это были жесткие реалистические рассказы, основанные на опыте жизни, динамичные и драматичные в своей основе. Но одного жизнеподобия автору было мало, уже в Литинституте прозаик сделал первые попытки выйти за пределы обыденной реальности. Появился целый ряд рассказов, где узнаваемые жизненные драмы воплощались в стилистике «фантастического реализма», что в дальнейшем сделалось одним из основных направлений в творчестве.

Военно-морская фантазия

С начала 2000-х годов Владимир Шпаков активно печатается в периодике. Одна из серьезных публикаций этого времени – небольшой роман "Кто брат твой?", жанр которого обозначен как "военно-морская фантазия". В этом произведении причудливо, но весьма убедительно сплелись реалистические детали, почерпнутые из жизни, и условные образы, порожденные фантазией автора. Тема – война в ее философском измерении, вечное противостояние разных миров, жестокость и стремление уничтожать себе подобных как изначально присущее человеку свойство. 

Философичность, стремление проникать вглубь бытия заявлены в этом романе как творческий принцип, продолженный в "провинциальной фантазии" под названием "Сны Апорья", а также в романе "Игры на поле Ватерлоо". Спустя несколько лет, в 2010 году оба этих произведения выйдут под одной обложкой в издательстве "Геликон-плюс", и за эту книгу прозаик получит Литературную премию им. Н. В. Гоголя.

Но до этого выйдет еще один сборник рассказов под названием "Год петуха", в котором манера автора-рассказчика проявится еще более отчетливо. С одной стороны, в сборник вошли произведения, близкие к письму Сергея Довлатова. Владимир Шпаков создал целый цикл рассказов, основанных на собственной биографии, с преобладанием иронии и со сквозным героем-рассказчиком (альтер эго автора). Этот цикл стал одним из разделов книги "Год петуха". В другом разделе были собраны рассказы в духе того самого "фантастического реализма", можно сказать, это маленькие философские драмы, в которых автор делает попытку пробиться к глубинам человеческой сущности. Вот как об этом писал журнал "Октябрь": "Писатель старается разглядеть среди многих возможных… наиболее трудный и предельно напряженный путь к человеку внутреннему. Именно в таких стараниях и написана эта по видимости легкая и словоохотливая, а по сути – веская в мысли и слове книга Владимира Шпакова".

В последние несколько лет Владимир Шпаков продолжает активно осваивать романную форму. В 2009 году был опубликован роман "Счастливый Феликс", посвященный актуальнейшей теме – человек и деньги в современном мире. В следующем году этот роман вышел в виде книги. Вот один из критических откликов на роман "Счастливый Феликс": "Это и есть герой нашего времени — служитель химер, воображающий себя прагматиком. Кажется, он… служит земному — деньгам. Но на деле деньги для него лишь орудие, даже оружие — это дивизии и пушки, ракеты и гранаты, средства ведения экономической войны. В общем, поскреби нынешнего рационалиста – и тут же прорвется магма иррациональности: грезы вместо фактов, фантомы и символы вместо предметов" .

Динамично и увлекательно

А в текущем году увидели свет сразу два романа Шпакова - "Стражник" и "Смешанный brak”. В центре первого произведения – проблема свободы творческой личности и границ этой свободы. В другом романе автор пытается показать российскую жизнь глазами европейца, который совершает пешее путешествие по нашей стране. Прозаик Шпаков постоянно развивается, использует неожиданные ходы и при этом пишет динамично и увлекательно, что очень ценит современный читатель.  

С 2005 года Владимир Шпаков всерьез занялся драматургией. За последние годы написано несколько пьес, две из них, "Кукушкины слезы" и "Фокусники" были поставлены в виде радио-спектаклей  на "Радио России" с участием известных петербургских актеров. А в 2013 году пьеса "Экзамен" получила диплом Волошинского литературного конкурса в номинации «драматургия», заодно завоевав приз читательских симпатий.   

Кроме того, Владимир Шпаков написал десятки литературных рецензий и критических статей на книги современных отечественных и зарубежных авторов. Пять лет он возглавлял отдел прозы петербургского литературного журнала "Нева", опубликовав за этот период множество интереснейших прозаиков. В настоящее время Шпаков – главный редактор журнала "Зинзивер", то есть, он продолжает активно участвовать в литературном процессе и в такой ипостаси.

И все-таки основное внимание этот автор уделяет творчеству. Он обладает умением видеть главное в себе и в окружающей жизни, всегда полон замыслов и всегда находит возможности для создания талантливых и глубоких литературных произведений. В частности, этой осенью в трех номерах журнала "Дружба народов" будет опубликован самый последний роман автора под названием "Песни китов". Уверен, что впереди нас ждет еще немало новых книг, пьес и постановок произведений Владимира Шпакова.  

Закрыть