Яндекс.Метрика
  • Екатерина Шабанова

Мигранты-водители не спешат покидать Петербург и возвращаться на родину

Дворников нет, зато водители остались. Несмотря на колебания курса рубля, мигранты – водители общественного транспорта не спешат покидать город.

Дворников нет, зато водители остались. Несмотря на колебания курса рубля, мигранты – водители общественного транспорта не спешат покидать город.  

Стоит ли сокрушаться по этому поводу: ведь если не мигранты, то кто сядет за руль автобусов и марш­руток?

Обесценивание российской валюты, изменения в законодательстве и обязательный экзамен на знание русского языка, введенный в 2015 г., внесли заметные коррективы в жизнь и работу мигрантов. Еще в преддверии 2015 г. в новостных лентах мелькали сообщения о массовом оттоке иностранцев из страны.

Не обошел стороной этот процесс и Северную столицу. Отток мигрантов больно ударил по сфере ЖКХ. Оказалось, что убирать снег и подметать в подъездах стало некому – только мигранты были согласны на позицию дворника за очень скромные деньги.

Кому водить?

ЖКХ – далеко не единственная сфера занятости мигрантов. Иностранных водителей на маршрутных такси в Петербурге можно встретить даже чаще, чем водителей российских. Еще 2 года назад в Комитете по труду и занятости населения Санкт-Петербурга заявляли, что Северная столица – лидер по числу иностранных водителей общественного транс­порта в России.
Но лидирующие позиции здесь Петербург с каждым годом теряет. Если в 2013 г. в городе работали около 6 тыс. иностранных водителей, то в 2014 г., по данным Комитета по транспорту, – уже не более 5 тыс. человек.

Экономический кризис, начавшийся в России в конце прошлого года, пока эту статистику внес лишь незначительные  коррективы, несмотря на то что в городе обсуждали массовый отъезд мигрантов домой и требования водителей, требующих повышения зарплаты.

Как сообщили "ПД" в Комитете по транспорту, на данный момент ситуация с водителями-мигрантами стабильная и ни о каком дефиците иностранной рабочей силы речи не идет.

"По состоянию на 3 марта 2015 г. в Санкт-Петербурге перевозки пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования осуществляют 14 тыс. 097 водителей, в том числе 10 тыс. 140 водителей, имеющих гражданство России, и 3957 водителей-иностранцев, работающих в 18 транспортных предприятиях", – сообщили в пресс-службе комитета.

Отметим, что в начале мая прошлого года Комитет по транс­порту заявлял, что для работы водителями в городе привлечены 4880 иностранных граждан. Таким образом, за неполный год чис­ло водителей-мигрантов снизилось почти на 20%.

Как заявляют в ОАО "Третий парк", пока сильного оттока мигрантов-водителей не наблюдается, несмотря на то что колебания курса рубля значительно повлияли на уровень их заработной платы.
"Какое-то количество мигрантов уехали, – отметил пресс-секретарь ОАО "Третий парк" Денис Данилов. – Кто-то, наоборот, приехал. Около 80% водителей работают у нас десятилетиями и менять стабильную работу не собираются".

В компании также отметили, что дефицит в первую очередь российских водителей остается.

"Горожане не спешат становиться водителями, – сказал Денис Данилов. – Чтобы восполнить дефицит работников, мы набираем водителей из других регионов. К примеру, мы уже взяли на работу жителей Донбасса, есть жители Крыма – всего около 10 водителей".

Новые правила

Отметим, что с 2015 г. трудовые мигранты должны приобретать патенты на работу стоимостью  3 тыс. рублей в месяц. Еще одна необходимая статья расходов для иностранных мигрантов – оплата экзамена по русскому языку, обязательного для приезжающих на работу в РФ. Само тестирование стоит около 3 тыс. рублей.
Значительный отсев водителей-мигрантов может произойти после вступления в силу поправок в ФЗ "О безопасности дорожного движения", согласно которым иностранные водители обязаны получить права российского образца.

Обменять водительские удостоверения мигранты должны до 1 июня 2015 г. В том случае если экзамен на знание правил дорожного движения они не сдадут и не получат российские права, их выход в рейс будет вне закона.

По словам председателя НП "Ассоциация перевозчиков пассажиров Санкт-Петербурга" Василия Киселева, именно этот закон может стать главной причиной оттока водителей-мигрантов.

"Скорее всего, не патентная система – хотя и с ней, конечно, не все понятно, – а поправки в закон о безопасности движения внесут весомый вклад в исчезновение водителей-мигрантов. Ведь сейчас нет иностранных водителей, которые получили удостоверение российского образца. Хотя в прошлом году была проведена огромная работа перевозчиков по подготовке мигрантов к теоретичес­кому экзамену ГИБДД", – сказал Василий Киселев.

Как подчеркнул председатель общественной организации, петербургские перевозчики готовы заменить водителей-мигрантов – но кем?

Для того чтобы получить категорию D, будущему водителю  общественного транспорта нужно заплатить за учебу в авто­школе около 100 тыс. рублей и потратить на обучение полгода.

Как показывает практика, редкий петербуржец выбирает столь тернистый и дорогостоящий профессиональный путь, поэтому без мигрантов городским перевозчикам пока не обойтись.

Закрыть