Яндекс.Метрика

«Привнести новое, сохранив лучшее – Дом.ru InterZet»

Одним из самых заметных событий на телекоммуникационном рынке прошлого года стало объединение петербургских активов «ЭР-Телеком Холдинга» с компанией ООО «Перспектива» (InterZet).

Одним из самых заметных событий на телекоммуникационном рынке прошлого года стало объединение петербургских активов «ЭР-Телеком Холдинга» с компанией ООО «Перспектива» (InterZet). На прошлой неделе Сергей Гусев, Заместитель генерального директора – Исполнительный директор в г. Санкт-Петербург Управляющей организации ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» в интервью одному из крупнейших петербургских деловых изданий поведал о том, как происходило объединение, о дальнейших планах развития компании и о том, почему ей не страшен кризис.

Как вы пришли к решению о сделке с InterZet?

В какой-то момент наш холдинг понял, что развиваться на рынке Петербурга путем экстенсивного развития уже не имеет смысла. Конкуренция была настолько велика, что предлагать новые услуги, заниматься демпингом, «проходить по рынку бульдозером» уже стало слишком дорого, что, наконец, сбылись прогнозы всех аналитиков, и настала пора консолидации. Объединяться стало выгоднее, чем строить. Поэтому мы фактически прекратили развитие проекта в Петербурге, остановившись на охвате 720 тыс. квартир, и вступили в переговоры с крупными игроками рынка, чтобы понять, с кем можно построить совместную модель. Не секрет, что мы обращались практически ко всем крупным игроками, что помимо прочего дало нам четкое понимание сегментации, то есть того, чем рынок «дышит». В итоге, взвесив все предложения, договорились именно с InterZet. Хочу сразу подчеркнуть, что эта сделка - не чистой воды приобретение, а именно объединение.

Но в этой объединенной компании 100% принадлежит «ЭР-Телеком Холдингу»?

Да. Но это отдельная компания, которая работает только на рынке Петербурга и единственная структура внутри холдинга, у которой отличается брэнд, маркетинговая политика, технические решения и пр. InterZet был крупнее, чем питерский  бизнес «ЭР-Телеком», поэтому мы выделили его в отдельную компанию, отсоединили свой филиал от головной структуры и присоединили его к InterZet. Произошла реальная консолидация компетенций и команд, причем мы пошли на это абсолютно сознательно. Процесс, который по факту начался в прошлом году, продолжается до сих пор, и окончательное объединение бизнес-процессов, по нашим планам, завершится в сентябре этого года.

С какими сложностями вы сталкивались при объединении? Почему долго не стремились раскрывать его подробности?

Говорить было на тот момент не о чем, мы должны были сначала сами обо всем договориться, определить для себя стратегию, а все это требовало времени. Все-таки мы сделали беспрецедентный для рынка шаг: компания, которая купила актив, не поглотила его, а очень аккуратно консолидировала, сохраняя абонентскую базу и увеличивая выручку. Ведь не секрет, что при поглощении активов часто происходит застопоривание, а иногда – и разрушение  всего хорошего, что было в компании. На рынке были примеры, когда после подобных сделок купленные активы уменьшались за два года в два раза. Мы же сохранили два бренда («Дом.ru» и InterZet), обе команды, интегрировали продукты и объединили все лучшее: «ЭР-Телеком Холдинг» всегда был силен техническими решениями, а у InterZet - очень продвинутая маркетинговая стратегия, хорошая база клиентов и очень динамичный, я бы даже сказал, чисто питерский бренд. Во многом благодаря тому, что произошло объединение эмоциональных маркетинговых качеств InterZet и технической инфраструктуры «ЭР-Телеком Холдинга», в прошлом году рост выручки у нас составил 16%, это в два раза больше среднего показателю по рынку. В 2014 году мы вышли на оборот в 2,8 млрд. рублей, в этом году сохраняем темп и планируем выйти на 3,5 млрд. 

Какие-то ещё приобретения рассматриваете?

Да, мы постоянно ведем переговоры, продолжая при этом подключать новых клиентов, но основную ставку делаем все-таки на M&A. Как только завершим текущий процесс объединения, будем готовить новые сделки. У нас есть стратегическая задача – занять не менее 40% рынка. По ШПД мы уже близки к цели - сейчас наша доля составляет 32%, а на рынке кабельного телевидения, если брать весь рынок в целом в финансовом выражении без выделения сегментов, -21%.  Но мы ее постоянно наращиваем, благодаря успешному бренду «Дом.ru», который очень хорошо себя зарекомендовал. Из всех имеющихся предложений в Петербурге мы сейчас предоставляем клиентам максимальное количество каналов в формате высокой четкости (HD) –  55,  и готовимся запустить ещё 7. Конкуренты пока повторить этого не могут. При этом цифровое телевидение – это очень мощный драйвер, мы едва успеваем подключать всех желающих.

Вы ощущаете какое-то влияние кризиса на спрос?

Что сейчас происходит со спросом на цифровое телевидение, я уже озвучил, а что касается интернета, то этот рынок уже сложился настолько, что его можно приравнять к коммунальным услугам. Вы будете из-за кризиса отказываться от тепла или воды?

А корпоративный рынок?

У нас было затишье в январе-феврале, но сейчас мы видим всплеск, вплоть до того, что клиенты начинают заказывать дополнительные сервисы. Сейчас такое время, когда топ-менеджеры и владельцы бизнеса уже сами начинают считать, сколько им будут стоить собственные сервера, которые сильно подорожали из-за роста курса валют, и предпочитают арендовать облачные пространства. 

Но для вас импортное оборудование тоже подорожало? Может это как-то сказаться на тарифах?

Начну со второго вопроса – мы можем сколько угодно играть с долларом, но есть цена, которую потребитель  готов платить, и она будет держаться. Что касается оборудования, то у нас расходы на него – это около 8% от себестоимости услуги, и даже если цена скакнет в два раза, на EBITDA это никаким трагическим образом не отразится. Возможно влияние в рамках 1%, а может, и меньше, с учетом того, что на какие-то другие вещи, включая подрядные работы, цена, наоборот, падает. Это не очень хороший фактор, потому что когда твои контрагенты работают в ноль, это может обернуться их разорением, но пока он есть, и он компенсирует удорожание оборудования.

Вы работаете в телеком-бизнесе давно, есть какие принципиальные отличия этого кризиса от 2008 года?

Кризисов я на самом деле пережил четыре, но сейчас ничего принципиально нового нет – на телекоме они отражаются в последнюю очередь. Например, телевизор для многих – это снятие стресса или, наоборот, способ взбодриться, как человек от него откажется? Этот кризис очень управляемый, происходит фактически просто замещение одних услуг другими. Конечно, мы рассматриваем разные сценарии, в январе у нас в рамках холдинга даже были стратегические сессии, где мы прошлись по всем вариантам, и пришли к выводу, что при любом  варианте развития событий «ЭР-Телеком» на рынке останется. Даже если доллар будет 120. В отличие от некоторых наших конкурентов, мы  успели реструктурировать все свои кредитные обязательства, они у нас в рублях под хорошие проценты.

А те компании, что сделать этого не успели…

Они будут уходить с рынка. Это уже происходит, кулуарно некоторые компании уже продают свои активы.

И вы…

Займем их место с удовольствием. Кроме того, сейчас можно ожидать ухода с рынка многих небольших компаний, так как идет легализация электрохозяйства.  Не секрет, что мелкие операторы иногда используют серые схемы и за счет этого демпингуют. Для нас их уход положительный фактор, так как они контролируют около 20% рынка.

Разрабатываете ли вы новые продукты и если да, то какие?

В начале консолидации у нас были разные идеи по позиционированию, сейчас все работают на масс-маркет, рынок Петербурга - созревший, и очень часто потребитель разбирается в продукте не хуже чем диспетчер в контакт-центре. Теперь мы  предлагаем четкую линейку, начиная от простейших до продвинутых пакетов, ранжируя скорость и количество сервисов. Качество услуг и сервисов у нас везде высокое.

Кроме того, сейчас хорошее время для разработки инновационных решений, к примеру, для запуска новых девайсов, приставок нового поколения, которые бы одновременно служили как мини-архив и коммуникатор со всеми устройствами в доме. Сейчас мы уже тестируем прототип такого устройства, а полномасштабный запуск планируем осенью. Я уверен, что через два года он станет стандартным девайсом как Wi-Fi роутер, который сейчас есть почти в любой семье.

Вы будете продавать его с пакетом услуг?

Да. За схемой, когда человеку дается девайс, и он получает по нему любые услуги по долгосрочному контракту, - будущее. Западные страны давно по ней работают. На рынке Петербурга пока сохраняется монополия моноуслуг, и понятно почему – компании стремились совершенствоваться в своих нишах. Но для нас важно, во-первых, быть самым надежным оператором, а во-вторых, быть «в рынке», то есть следовать передовым тенденциям и динамично развиваться.

Закрыть