Яндекс.Метрика
  • Максим Сю

Конвоиры готовы к перевозке заключенных из старых "Крестов" в новые

Корреспондент «ПД» принял участие в акции «Один день из жизни сотрудника УИС». Журналист стал конвоиром - прокатился в уютном автозаке, принял заключенного в «Крестах» и погрузил его в спецвагон на железнодорожном вокзале.

Корреспондент «ПД» принял участие в акции «Один день из жизни сотрудника УИС». Журналист стал конвоиром - прокатился в уютном автозаке, принял заключенного в «Крестах» и погрузил его в спецвагон на железнодорожном вокзале. К слову, именно конвоирам предстоит выполнить масштабную задачу - перевезти арестантов из старых «Крестов» в новые.

«Управление по конвоированию УФСИН России по г. СПб и ЛО» находится в центре Санкт-Петербурга, на ул. Якубовича, недалеко от Почтамта. Здесь несут службы конвоиры. В их обязанности входит сопровождение заключенных от точки к точке. Например, от одного изолятора к другому. Или от СИЗО - к вокзалу.

Главное «оружие» конвоира

Мне выдают камуфляжную форму и инструктируют. План такой. Наш караул должен отправиться в следственный изолятор №1 («Кресты»), принять заключенного, перевезти на железнодорожный вокзал и погрузить в специальный вагон.

«Я человек не подготовленный... И не обученный. Мне, наверное, главное… - не мешать?», - спрашиваю у шефствующих надо мной сотрудников.

«Главное, - отвечают, - наблюдай». Кстати, бдительность - одно из главных «оружий» конвоира, рассказывают мне.

До выезда в «Кресты» остается час. Чтобы я прочувствовал историческую составляющую, меня ведут в музей.

Сначала - история

Экспозиция располагается на одном из последних этажей управления. Экскурсию для новоиспеченного конвоира проводит заместитель начальника управления по конвоированию, начальник отдела кадров Вячеслав Никифорчин.

Территория, на которой находится управление, - историческая. Несколько веков назад здесь стоял конногвардейский полк. Он был создан на базе трех подразделений личного конвоя князя Меньшикова. В полку служили дети Пушкина, дворяне, офицеры...

Экспонаты музея - фотографии, документы, книги, вещи. На одном из стендов - фигурки конвоиров разных времен. Первый - мужчина XIX века с войлочными бакенбардами. Замыкает вереницу девушка-кинолог с канадским маламутом. На четвероногом - портативная радиостанция и бронежилет. Несколько фигурок музею подарила олимпийская чемпионка Светлана Журова. В управлении по конвоированию она получила звание подполковника внутренней службы.

Среди других диковинок - модели спецавтомобилей и спецвагонов. На другой полке - запрещенные в местах лишения свободы предметы. Заточки, лезвия, зажигалки... Время поджимает. На плацу начинается построение.

Уютный автозак

Конвоиры собираются на выходе из здания. Поочередно заряжают оружие.

«Часто применять приходится?», - спрашиваю у начальника караула, кивая на пистолет в кобуре.

Меня просят переплюнуть через левое плечо. Применение оружия - лишь в самом крайнем случае. Считается, что выстрел конвоира - это следствие ошибки, допущенной во время несения службы.

«Слава богу, у нас без этого, - говорят сотрудники управления. - Тьфу-тьфу-тьфу...».

Конвоиры разбредаются по спецмашинам. Наш караул садится в автозак «КАМАЗ».

Фургон аккуратно разделен на две равные части. Каждая рассчитана на 15 «пассажиров». Это помещения с гладкими скамеечками по бокам. Там светло, и есть кондиционер. Там даже уютно… Автозак располагает и двумя одиночными камерами - «стаканами». Они напоминают миниатюрные телефонные будки. Тесновато.

Между конвоирами и арестантами открывать решетку по дороге запрещается. Даже если кому-то из заключенных станет плохо. Водитель имеет право остановить спецмашину и открыть дверь только на территории спецучреждения. Таковы правила.

Мы подъезжаем к «Крестам». На КПП меня просят сдать сотовый. Мобильная связь в следственном изоляторе не положена.

Последние шаги

Коридоры, коридоры... Лязгают тяжелые двери. Ощутимо давят стены, потолок, пол. Искусственное освещение. Холодок... Зарешеченность. «Кресты» - место атмосферное.

Наш караул приходит на сборный пункт СИЗО. Мы дожидаемся заключенного. Он осужден за разбой. Ближайшие три года он проведет в колонии.

Молодого человека выводят в коридор. Он опирается на деревянную трость. Его начинают опрашивать. «Жалобы есть?», - задают вопрос. «Нет», - отвечает. «Следы от инъекций на теле?». «Нет». «Этапом следовать можете?». «Могу».

Обыкновенный парень... Явным представлениям о разбойниках он не соответствует. Татуировки отсутствуют. Взгляд не кровожаден. На его лице - показное равнодушие. В его движениях - нервозная вальяжность.

Преступника просят рассказать подробности из его уголовного дела. Делается это во избежание подмены. Некоторые опасные бандиты узнают детали из чужих дел. Они пытаются выдать себя за того, кем не являются, чтобы понести менее суровое наказание и попасть на зону, где режим помягче да и знакомых много. Допрос фиксируется на видеокамеру.

Начинается обыск. Конвоиры проверяют спортивную сумку и одежду заключенного. Выворачивают шапку, просматривают каждую подкладку. Все чисто.

Опытные конвоиры рассказывают, что несколько лет назад - еще до ремонта - условия содержания в «Крестах» были намного суровее. А если вспомнить лихие 90е годы, то... Тогда следственный изолятор был переполнен от заключенных. В камерах для трех арестантов находилось по двенадцать человек. Спали они по очереди.

«Я считаю, очень правильно - приводить сюда на экскурсии школьников, - говорит один караульный. - Чтобы знали о тяжелой и не завидной доле бандитов. А то напридумывали - «Бригады», «Жмурки»... Романтика, понимаешь! Да какая там романтика...».

Осенью 2015 г. в Санкт-Петербурге планируется открыть «Кресты-2». В новом следственном изоляторе в Колпино смогут разместиться около 4 тыс. лишенных свободы граждан. Перевезти заключенных из старых «Крестов» в новые предстоит сотрудникам управления по конвоированию.

...Нашего заключенного выводят на улицу, к автозаку. Это - его последние шаги по Санкт-Петербургу.

Дело сделано

Наш автозак подъезжает к железнодорожному вокзалу. Спецвагон дожидается на одном из запасных путей.

В первой части вагона находится кухня, купе для начальника караула и его помощника, а также купе для личного состава на шесть мест. Далее следуют камеры для заключенных.

Вслед за нашим автозаком подъезжает еще один. Автомобили встают вплотную к спецвагону. Начинается погрузка. Под пристальным надзором конвоиров осужденные шагают из «КАМАЗа» и «Газели» в тамбур. Вагон заполняется. Вечером он отбудет, прицепленный к обыкновенному пассажирскому поезду...

Сотрудники управления по конвоированию рассказывают, что некоторые командировки занимают по 5-7 дней. Переносить их достаточно тяжело. Особенно в знойную погоду. Летом вагон буквально плавится. Температура в нем может достигать 50 градусов!

Служба в конвое - очень тяжелая.

Творческая работа

Мой первый рабочий день в качестве конвоира заканчивается там же, где и начинался. А именно - в кабинете старшего психолога управления Александра Хлиповко.

Прежде чем конвоир заступает на службу, специалист определяет его моральное состояние. Служба в конвое требует максимально уравновешенного настроения. Любые отклонения должны быть выявлены заранее.

«Ну, ребята у нас служат нормальные. Я не припомню за ними ни одного эмоционального срыва», - пожимает плечами Александр Хлиповко. По его словам, одно из главных качеств, обязательных для службы в конвое - это умение переносить стресс в течение длительного времени.

Александр Хлиповко рассказывает, что в управлении регулярно проводятся коллективные беседы, сплачивающие команду. Конвоиры должны быть преданы не только своему руководству, но и своему делу. Они должны проявлять стойкость и неподкупность, оказывать помощь друг другу на боевой службе. В кабинете у психолога опытные, крепкие ребята, настоящие профи, видавшие много на своем веку, садятся за стол, берут в руки цветные карандаши и рисуют.

«Работа у нас творческая», - заключает психолог.

Муслим Асланов, врио начальника ФКУ «Управление по конвоированию УФСИН по СПб и ЛО» полковник внутренней службы:

«Мы уделяем особое внимание к условиям содержания заключенных. Они должны быть обеспечены горячей водой, их обязаны водить в уборную для санитарных нужд по первой же просьбе. Кроме того, мы предоставляем арестантам сухие пайки на весь путь следования - завтрак, обед и ужин. Это железно. Мы акцентируем внимание на этих деталях ежедневно и при подготовке каждого караула.

В последнее время обоснованные жалобы заключенных на действия личного состава практически не поступают. Работа, которую мы проводим со всем личным составом, дает положительные результаты. Наши сотрудники строго выполняют все предписанные им инструкции.

Постепенно обновляется и наш парк специальных автомобилей.

Что касается перевоза заключенных из старых «Крестов» в новые, то могу вас заверить: уже на сегодняшний день мы готовы на 100% выполнить эту задачу. Хватает и техники, и личного состава. Сверхнагрузки для управления по конвоированию эта задача не несет. Выполним в установленные сроки».

Закрыть