Яндекс.Метрика
  • Елена Куршук

Протоиерей Александр Ткаченко: надо ценить каждое мгновение жизни

Первый в России курс по паллиативной (поддерживающей неизлечимых больных) медицине будет преподаваться в Петербурге. Почему важно помогать, даже если вылечить невозможно, о страхе смерти и силе любви рассказывает прото­иерей Александр Ткаченко.

Первый в России курс по паллиативной (поддерживающей неизлечимых больных) медицине будет преподаваться в Петербурге. Почему важно помогать, даже если вылечить невозможно, о страхе смерти и силе любви рассказывает прото­иерей Александр Ткаченко.

"Петербургский дневник":  Отец Александр, в чем заключается суть паллиативной помощи, кому она необходима?

 Протоиерей Александр Ткаченко: В первую очередь это пациенты с тяжелыми и неизлечимыми заболеваниями. Они направляются в хоспис решением комиссии, которая признает, что лечение основного заболевания невозможно, или нецелесообразно, или даже несет еще больше страданий пациенту. Паллиативная медицина – симптоматическая, направленная на снижение тяжести проявления симптомов неизлечимой болезни. Это медицинские манипуляции, которые помогают человеку жить качественно, без боли, иметь допустимую для его состояния активность. Для ребенка такая активность – это в первую очередь возможность общения, возможность реализации через творчество и образование.

"Петербургский дневник": Сколько сегодня таких пациентов в хосписе и какими заболеваниями в основном обусловлен неблагоприятный прогноз?

 Протоиерей Александр Ткаченко: Пациентов достаточно много – только в Детском хосписе Петербурга мы наблюдаем более 300 человек. Онкология занимает среди всех заболеваний менее 20%. Остальные – это орфанные (редкие) заболевания, болезни ЦНС, генетические, болезни вследствие тяжелых травм.

"Петербургский дневник": Как наш город стал первым в России, где появилось это новое направление медицины?

 Протоиерей Александр Ткаченко: О наличии паллиативных служб, в том числе детских, сегодня действительно рапортуют многие регионы. Чаще всего на деле это отделения или даже просто несколько коек в многопрофильной больнице, где находятся "обреченные" пациенты. Именно в Петербурге появился первый в России Детский хоспис. Сначала было некоммерческое учреж­дение, которое из-за отсутствия государственных услуг паллиативной помощи детям смогло организовать уход на дому. Затем рабочая группа от Комитета по здравоохранению составила предложение для правительства о создании учреждения нового типа. Первого июня 2010 г. открылся Детский хоспис. Сегодня у нас есть круглосуточный и дневной стационары, выездная служба, стационар на дому, актуальный для детей, привязанных к аппарату искусственного дыхания. Сотрудники нашего хосписа принимали участие в разработке Порядка оказания паллиативной медицинской помощи детям, который утвержден приказом Минздрава России в этом году. Закон предусматривает, что эту помощь должны оказывать люди, прошедшие специальную подготовку. В этом году мы продолжили целенаправленную работу – сотрудники Детского хосписа, хосписа №2 для взрослых и преподаватели СПбГУ разработали курс по паллиативной медицине. Первая группа студентов приступит к обучению уже 18 января.

"Петербургский дневник": В чем суть курса? Студенты-медики наверняка мечтали вылечивать пациентов. У хосписной помощи совсем иная задача.

 Протоиерей Александр Ткаченко: Безусловно, у куративной и паллиативной медицины есть различия. Курс включает в себя и лекции, и самостоятельную работу, и знакомство с системой хосписной помощи. В курсе есть и медицинские аспекты, и психологические. Есть множество физических приемов и действий, которые улучшат самочувствие пациента, но каждый врач должен понимать, что он может быть тем, с кем пациент захочет поговорить по душам. Как сказал Парацельс, врач должен сам стать лекарством для больного. Он должен знать, какие состояния переживает пациент, уметь слушать, быть готовым к искренности. Я тоже буду вести занятия в рамках курса – о философии паллиативной помощи, исторических аспектах, этических нормах и юридических основах, буду представлять деятельность Детского хосписа. Нам важно донести мысль: если нельзя вылечить, это не значит, что ничего нельзя сделать. Сделать можно очень многое. Самое главное – помочь человеку продолжать жить, несмотря на болезнь. Все искусство паллиативной помощи состоит именно в этом.

После итоговой аттестации слушатели получат сертификат по специальности "паллиативная медицинская помощь". Они смогут работать не только в хосписах. В будущем в составе каждой комиссии при медучреждениях должен быть специалист, который приступит к работе с пациентом с момента сообщения неблагоприятного диагноза. Умение сообщить негативную информацию – это один из навыков, который должен приобрести студент.

"Петербургский дневник": Если даже медики учатся общению с пациентами с ограниченным сроком жизни, как быть семье? Как справиться с чувствами?

 Протоиерей Александр Ткаченко: Я думаю, что в первую очередь нужно принять жизнь такой, какая она есть. Жизнь имеет начало и имеет конец. Важно понять ценность жизни и ценность каждого мгновения. Осознав, что время твоего близкого человека на земле уже имеет известный предполагаемый предел, нужно дальше проживать его со всей любовью. Проникнуться вниманием к каждому аспекту жизни – будь то общение или простые бытовые вещи.

"Петербургский дневник": Каждая мать до последнего надеется, что ребенок вылечится. Случались ли в хосписе чудеса и что для вас чудо?

 Протоиерей Александр Ткаченко: Для меня каждый день – это чудо. Он подарен нам Богом, и от нас зависит, как мы его проживем. Если пациент, которому прогнозировали очень короткий период жизни, попадая сюда, перешагивает далеко за прогнозируемый период – чудо ли это? Для меня – да. Но любое чудо приходит на землю через человеческие руки. Бог не обещал дней без боли, смеха без слез, солнца без дождя. Но он обещал дать силу на каждый день, утешить плачущих и осветить путь идущим.

"Петербургский дневник": Что вдохновляет вас в вашей деятельности?

 Протоиерей Александр Ткаченко: Ощущение своей миссии. У каждого человека есть своя роль на земле. С раннего возраста я хотел быть человеком церкви. Моя мечта сбылась, я стал священником, и это самое дорогое для меня. Я вижу свою роль в том, чтобы показать обществу, что церковь на протяжении всей своей истории, какие бы трудные годы ни были, служила людям. Монашеские ордена создавали приюты для тяжелобольных людей, которые стали прообразами современных хосписов. Сейчас тот период, когда опыт церкви по организации ухода за людьми оказался наиболее востребован. Мое понимание того, какой должна быть паллиативная помощь, принято и стало новым направлением медицины. Я благодарю Бога за то, что моя миссия смогла реализоваться и продолжает развиваться. Это и делает меня счастливым.


Закрыть