Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Сергей Шуб: возможности культуры могли бы использоваться еще более эффективно

Скоро в нашем городе открывается Международный культурный форум. О сотрудничестве театров и новых спектак­лях, которые увидят петербуржцы, в интервью "ПД" рассказал заслуженный деятель искусств России генеральный директор театра-фестиваля "Балтийский дом" Сергей Шуб.

Скоро в нашем городе открывается Международный культурный форум. О сотрудничестве театров и новых спектак­лях, которые увидят петербуржцы, в интервью "ПД" рассказал заслуженный деятель искусств России генеральный директор театра-фестиваля "Балтийский дом" Сергей Шуб.

"Петербургский дневник": Сергей Григорьевич, V Международный культурный форум, который стартует в нашем городе уже 1 декабря, будет посвящен в том числе 25‑летию образования Содружества Независимых Государств (СНГ). Какие темы в связи с этим планируется обсудить?

Сергей Шуб: Прежде всего хочу отметить, что на протяжении всех прошедших 25 лет Содружество стало уникальной площадкой для осуществления интеграции в области культуры.

Во многом благодаря образованию Содружества стали плодотворно развиваться широкомасштабное гуманитарное партнерство, реализовываться конкретные проекты в области кино, театрального и музыкального искусства, образования и просвещения.

Однако мы считаем, что сегодня возможности культуры могли бы использоваться еще более эффективно.

И поэтому предлагаем обсудить в рамках круглого стола "Содружество культур – содружество наций", который пройдет в Главном штабе Эрмитажа, взаимодействие русской и национальной культур в странах Содружества, перспективы развития наших связей и, конечно, роль русского театра за рубежом как центра русской культуры.

Модераторами круглого стола выступят Александр Платунов, кандидат искусствоведения, руководитель образовательных программ международного фестиваля русскоязычных театров стран СНГ и Балтии "Встречи в России", и директор Тбилисского государственного академического русского драматического театра им. А. С. Грибоедова президент международного культурно-просветительского союза "Русский клуб" Николай Свентицкий.

"Петербургский дневник": А кто еще из деятелей культуры собирается принять участие в обсуждении этого вопроса?

Сергей Шуб: Приедут ведущие деятели культуры русскоязычных театров стран СНГ и Балтии. Кроме уже названных это режиссеры Барзу Абдуразаков из Таджикистана и Борис Луценко из Белоруссии, писатель Рустам Ибрагимбеков из Азербайджана, директор Государственного Русского драматического театра им. А. П. Чехова Константин Харет из Молдавии. То есть именно те люди, которые несут русскоязычную культуру на территории всего нашего бывшего Союза. В этом разговоре также примут участие ведущие деятели культуры нашего города.

Одной из важных задач круглого стола станет обсуждение идеи создания на базе русских театров Института российской культуры как единого центра, объединяющего усилия Министерства культуры РФ, Министерства иностранных дел РФ, Союза театральных деятелей РФ и других государственных и общественных организаций по пропаганде и продвижению русской культуры за рубежом.

Итогом дискуссии должно стать обращение, которое мы сейчас готовим. Его смысл в том, чтобы на примере существования таких между­народных институций, как Гете-институт, Альянс Франсез, Итальянский институт культуры, создать у нас в России подобную организацию. Мы считаем, что здания русскоязычных театров (сегодня об этом говорит и министр культуры РФ Владимир Мединский) должны были бы стать не только площадками для показа спектаклей, но и культурными центрами, где могли бы устраиваться выставки, организовываться концертные выступления, работать библиотеки. То есть мы хотим, чтобы русскоязычные театры стали некими центрами пропаганды русской культуры за рубежом.

Учитывая масштаб мероприятия, состав участников дискуссии на культурном форуме и значимость проб­лемы, нам представляется, что это будет интересный и полезный разговор.

"Петербургский дневник": Тема культурного сотрудничества хорошо знакома вашему театру, ведь вы уже много лет проводите фестиваль "Встречи в России". Поделитесь опытом?

Сергей Шуб: Действительно, у театра-фестиваля "Балтийский дом" имеется многолетний опыт совместной работы и сложились давние дружеские связи с деятелями культуры стран Содружества.

Одним из главных проектов этого направления является международный фестиваль русскоязычных театров стран СНГ и Балтии "Встречи в России". Всего за 18 лет его существования в программе фестиваля приняли участие более 60 театров, было сыграно свыше 200 спектаклей.

На наши приглашения приехать на фестиваль театры СНГ всегда реагируют с огромным энтузиазмом. И хотя правительства тех стран, где эти театры работают, поддерживают их (например, в Эстонском театре сделан большой ремонт, замечательное оборудование появилось у театра в Риге), проблемы драматургии, воспитания молодых кадров, встреч со зрителями, наконец, знания русского языка по‑прежнему актуальны. Представьте, что многие выпускники курса режиссера Игоря Коняева, который работал в рижском театре, никогда не были в Петербурге! А ведь мы их ближайшие соседи.

Но мы не только предлагаем нашим зрителям посмотреть лучшие постановки коллективов СНГ. Мы отправляем в эти страны своих педагогов по сценической речи, сценическому движению и проводим с артистами занятия.

"Петербургский дневник": Следующий фестиваль "Встречи в России" не за горами. Уже известно, кто приедет в Петербург?

Сергей Шуб: Из наших постоянных участников – это Русский театр Эстонии из Таллина, Рижский русский театр им. Михаила Чехова. Будут и интересные дебютанты. Например, к нам впервые приедет Ереванский государственный театр кукол имени Ованеса Туманяна, который покажет спектакль по библейским мотивам, но не с куклами, а с живыми актерами. Наверняка заинтересует театралов и постановка театра "Арлекин" из Вильнюса "Кукловод", поставленная по мотивам "Отелло" Шекспира. Это молодо, ярко, сочно. Есть и сенсационные спектакли.

Так, из Могилевского областного театра кукол (Белоруссия) привезут "Гамлета" в постановке Игоря Ащакова, это маленький сценический шедевр. То есть у нас в программе будет много открытий, совершенно неожиданных, порой непривычных.

Одним словом, весной 2017 г. наши зрители смогут увидеть лучшие спектакли как академических театров, так и тех, которые находятся в поиске новых форм, новой режиссуры.

"Петербургский дневник": По традиции в Культурном форуме будет два потока – деловой и общественный. О своем участии в первом вы уже рассказали. А что будет предложено вниманию горожан и гостей города?

Сергей Шуб: В рамках общественного потока 1 декабря мы покажем наш новый спектакль "Анна. Трагедия". Режиссер этой постановки народный артист РФ Александр Галибин представил свою версию знаменитого романа Толстого "Анна Каренина" – оригинальную, по духу очень близкую древнегреческим трагедиям. В этом спектакле Анна вовсе не такая уж безвинная жертва, а Каренин вовсе не паук, который загубил несчастную жену.

Надеюсь, тем, кто придет в наш театр в этот вечер (а мы передали Культурному форуму 300 билетов), будет интересно увидеть такое прочтение романа.

"Петербургский дневник": А какие еще спектакли планируются или, может быть, даже репетируются в "Балтийском доме"?

Сергей Шуб: Совсем скоро на Малой сцене мы покажем спектакль "Ох уж эти страхи" для маленьких зрителей, который ставит наша актриса и режиссер Александра Мамкаева. На Большой сцене еще один детский спектакль поставит московский режиссер Дмитрий Петрунь – "Там, где живут драконы".

На Малой сцене Владимир Тыкке поставил спектакль по пьесе Людмилы Разумовской "Ваша сестра и пленница", главные героини спектакля – королева Елизавета и Мария Стюарт.

А Наталья Индейкина, наш режиссер и актриса, готовится к работе над постановкой романа Мопассана "Милый друг". Я перечитал роман и, признаюсь, удивился: сегодня он прочитывается совсем по‑другому, это совершенно современная история. В ее центре – молодой человек, который пришел с войны и делает карьеру, идя по трупам.

Леонид Алимов ставит "Анекдоты" Александра Вампилова. Этот спектакль станет первой премьерой нового года. Впереди работа над спектаклем "Матренин двор" по Александру Солженицыну, а также он присмат­ривается к прозе Михаила Веллера.

К столетию Октябрьской революции 1917 г. Анатолий Праудин готовит спектакль по мощнейшему, но незаслуженно забытому роману Николая Островского "Как закалялась сталь".

Впереди – большая работа Иосифа Райхельгауза, художественного руководителя Московского театра "Школа современной пьесы". Он поставит у нас "Таланты и поклонники" А. Н. Островского. Это будет уже в начале следующего года. И я уверен, что мы увидим нечто весьма любопытное.

Закрыть