Российские ученые диагностируют стресс по волосам

Открытие российских биологов позволило научиться определять уровень стресса, который испытывает человек, без анализов крови. Для ученых из России достаточно волоса пациента.

Как пишет журнал Metabolic Brain Disease, по волосам биологи измеряют уровень кортизола, который считается гормоном стресса. Раньше "поймать" кортизол можно было только благодаря анализам крови. Но и этот способ был уязвим: уровень кортизола скачет в течение дня, да и сам процесс забора крови вызывает лишний стресс и может отразиться на анализах.

Новый способ нашли в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН.  Наталия Гуляева с коллегами решили использовать "память" волос. Они могут рассказать о человеке все, вплоть до места проживания и рациона.

Кроме того, волосы сохраняют молекулы гормонов. Команда ученых измерила кортизол в волосах 20 женщин, находящихся в депрессии. Выяснилось, что чем серьезнее форма депрессивного расстройства, тем меньше кортизола находят в волосах.

Анализы крови дали противоположный результат - кортизола у женщин с серьезной депрессией было в два раза больше, чем у здоровых участниц опыта.

Эти результаты исследователи намерены использовать для выработки методов борьбы со стрессом и депрессиями.