Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Директор "Приюта комендиантов" Виктор Минков: самое главное – давать приют талантливым людям

Петербургский государственный драматический театр «Приют комедианта» отметил свой 30‑летний юбилей. О становлении и творческом пути первого в России государственного репертуарного театра без постоянной труппы, о спектаклях, которые покажут в юбилейный год, о гастролях и планах театра рассказывает директор и художественный руководитель «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Петербургский государственный драматический театр «Приют комедианта» отметил свой 30‑летний юбилей. О становлении и творческом пути первого в России государственного репертуарного театра без постоянной труппы, о спектаклях, которые покажут в юбилейный год, о гастролях и планах театра рассказывает директор и художественный руководитель «Приюта комедианта» Виктор Минков.

"Петербургский дневник": Виктор Михайлович, театру «Приют комедианта» 30 лет. С чего все начиналось.

Виктор Минков: Театр в небольшом подвальчике на ул. Гоголя, 16, организовал замечательный петербургский артист Юрий Томошевский. И «Приют комедианта» сразу же получил большое признание, ведь Юрий в то время открывал Серебряный век, который вернулся к нам вместе с перестройкой, открывал потрясающую литературу, которую мы в силу цензуры не могли читать в советское время.

В то время театры рождались как грибы, их было около 300. Сегодня из тех театров, что возникли в 1990-е гг., осталось всего три. Я думаю, что выживаемость театра – это прежде всего творчество. «Приют комедианта» всегда выдавал такие спектакли, которые позволяли ему быть востребованным у зрителей.

"Петербургский дневник": А как бы вы определили особенность вашего театра?

Виктор Минков: Я в этом театре 22 года. И, конечно, он совсем не тот, что прежде. Театр ушел от некоей андеграундной ауры, которая тогда приносила ему большой успех, и прошел большой эволюционный путь. Что хорошо было в подвальчике на 60‑80 мест, на Садовой ул., 27, в зале на 200 мест стало не так эффективно и в плане творчества, и в плане посещаемости.

Это заставило нас кардинально поменять политику. Мы отказались от постоянной труппы и ввели контрактную систему. Потому что успех у публики приносили не те артисты, которые были здесь, а приглашенные. Их нужно перечислить, это цвет российского театра: Зинаида Шарко, Александр Демьяненко, Ольга Антонова, Станислав Ландграф, Петр Вельяминов, Ольга Новикова.

Но самое главное, что сохранил театр, – давать приют талантливым людям. И сейчас трудно отрицать, что «Приют комедианта» есть на карте города, на карте России, да и за рубежом нас знают даже больше, чем многие другие петербургские театры.

"Петербургский дневник": Вы сказали, что ваша задача, миссия – давать приют талантливым людям.

Виктор Минков: Само название к этому обязывает, это задача номер один. В остальном, как бы сухо это ни звучало, театр – это большая работающая машина:  четыре-пять премьер в сезон, с серьезными декорациями и костюмами, с приглашенными лучшими российскими режиссерами и актерами, что для меня как руководителя театра принципиально. Приоритет одного человека-постановщика мне не интересен. Интересны абсолютно разная палитра, разные взгляды на жизнь. Сейчас, когда я на 15 лет старше «Приюта комедианта», да и сам театр уже не ребенок – это еще молодость, но уже достаточно сознательная, – я хотел бы видеть в нем высокую комедию. Для меня это театр, где можно смеяться и плакать, где голова соприкасается с душой. Это «умный театр».

"Петербургский дневник": Не могу не спросить: а что для вас хороший спектакль?

Виктор Минков: Для меня хороший спектакль, когда половина зала кричит от восторга, а вторая половина готова растерзать постановщика. Значит, это хороший спектакль, он никого не оставляет равнодушным. И даже когда у тебя некое отрицательное восприятие, это уже реакция, хотя я и не сторонник провокаций. Внутри меня, как и каждого человека, сидит внутренний цензор. И этот цензор гораздо лучше и строже, чем цензура.

Внутренний цензор – это прежде всего внутренняя культура, что ты позволишь, а что не позволишь сделать. Что ты чувствуешь, а что нет. Что эпатаж, а что выстрадано, и ты хочешь сказать об этом людям.

Я уверен, что главный в театре – зритель. Он решает, ему это надо или не надо. И мне кажется, что сейчас, в век Интернета и огромного потока информации, любой человек может заранее поинтересоваться и узнать, о чем спектакль, кто его ставил, кто играет. А дальше уже решать, идти ему смотреть его или нет. Я вам задам вопрос: когда вам что‑то не нравится по телевизору, что вы делаете?

"Петербургский дневник": Выключаю его или переключаю на другой канал.

Виктор Минков: К примеру, есть некие люди, которые, посмотрев один из лучших, на мой взгляд, спектаклей русской сцены «Евгений Онегин» в постановке Римаса Туминаса, сказали, что это не Пушкин. На что Туминас им блестяще ответил: «А он вам сам это сказал?» И действительно, кто знает, где Пушкин, а где нет. Наверное, это момент твоей внутренней культуры, твоего внутреннего, как творца, цензора, отвечающего за то, что ты делаешь. А в конечном итоге это реакция публики – на «Онегина» билетов не достать. Все. И это лучшая оценка твоего труда.

"Петербургский дневник": Недавно на совещании в Смольном принято решение о создании еще одной театральной площадки – «Открытой сцены», к которой вы будете иметь непосредственное отношение. Можно раскрыть подробности проекта?

Виктор Минков: Совершенно очевидно, что городу нужна «Открытая сцена», которая станет подразделением нашего театра. Мы должны давать молодым режиссерам возможность творить, иначе потом будет выжженное поле. Посмотрите, сколько молодых, теперь уже известных режиссеров ставят сегодня в «Приюте комедианта». Тима Кулябин, Дмитрий Волкострелов, Максим Диденко, Николай Дрейден. А ведь каждый год мы в Театральной академии выпускаем режиссерские курсы. А где этим режиссерам ставить? Может ли быть хорошим хирург, если он не оперирует? Нет, конечно. То же самое и здесь, это профессия, практическое дело. Поэтому я очень рад поддержке правительства Санкт-Петербурга и вице-губернатора Санкт-Петербурга Владимира Кириллова. Сейчас главное, чтобы город изыскал финансовые возможности для капитального ремонта двух разрушенных помещений на ул. Михайлова, где замечательные площади – 3 тыс. м2.

"Петербургский дневник": Тем более что опыт большого ремонта у вас уже есть.

Виктор Минков: «Приют комедианта» – петербургский театр. И город вложил немалые, поверьте мне, средства в его ремонт. Сейчас из небольших площадок наша – самая оснащенная во всех смыслах. Мы наконец‑то сделали то, о чем давно мечтали. Если раньше у нас была замечательная конфета – спектакли, то сейчас есть и красивая обертка – театр, во что эту красивую конфету можно завернуть. И, поверье, публика это оценила.

Но для меня этот ремонт был как стихийное бедствие, почему я и отказался от ремонта на ул. Михайлова. «Приют комедианта» будет продвигать молодую режиссуру и делать это еще в большей степени, чем сейчас.

"Петербургский дневник": На афишах ваших спектаклей много фамилий известных актеров и режиссеров. Чем привлекает их «Приют комедианта»?

Виктор Минков: Назову три основных, на мой взгляд, момента. Это свобода (мы не контролируем творчество, при этом жестко контролируя обеспечение творческого процесса. Я, например, прихожу лишь на прогон спектакля). Команда (режиссеры и актеры для нас главные люди, без них ни одного театра не будет. Поэтому мы предоставляем любому режиссеру право собирать ту команду, с которой ему комфортно работать). И престиж (что‑то сделать в театре «Приют комедианта» стало сегодня в хорошем смысле этого слова престижно и значимо для любого творца, будь то артист, художник или режиссер).

"Петербургский дневник": И традиционный вопрос: что нового увидят зрители в юбилейный для театра год и год 100‑летия революции?

Виктор Минков: Не могу сказать, что я хорошо отношусь к спектаклям, приуроченным к датам, но так получилось, что мы тоже делаем такой спектакль. Молодой, но уже очень известный режиссер Максим Диденко ставит на нашей сцене «Собачье сердце» Михаила Булгакова. В роли профессора Преображенского – народный артист России актер МХТ им. Чехова Николай Чиндяйкин.

Приступила к репетициям известный московский режиссер Марфа Горовиц, она ставит пьесу Виктора Розова «С вечера до полудня». На мой взгляд, это как раз та высокая комедия, которая нужна нашему театру. Режиссер Василий Сенин, ученик Петра Фоменко, будет делать спектакль по рассказам Василия Шукшина. Блистательный балетмейстер Сергей Грицай будет ставить спектакль по поэзии Марины Цветаевой, а в главной роли впервые на нашу сцену выйдет Сергей Мигицко.  Другой блистательный балетмейстер – Юрий Смекалов – поставит на нашей сцене балет, в котором примут участие премьеры Большого и Мариинского театров.

В самом же конце 2017 г., надеюсь, у нас появится спектакль, которым мы отметим юбилей прекрасной и неповторимой актрисы Ольги Антоновой.

Мы считаем, что театр «Приют комедианта» должен стать тем местом, куда можно прийти не только вечером на спектакль, но и днем – на дискуссию или ретроспективу постановок. Это должен быть дом искусства, где людям всегда интересно.

Театр «Приют комедианта» был основан в 1987 г. С 1997 г. он имеет собственное здание на Садовой ул., 27. Репертуар театра разнообразен и включает в себя не менее 25 постановок, от русской и зарубежной классики до современной драматургии. С 2000 г. «Приют комедианта» – первый в России государственный репертуарный театр без постоянной труппы. Он неоднократный номинант и лауреат высшей театральной премии России «Золотая маска» и высшей театральной премии СПб «Золотой софит». Шестнадцатого мая 2016 г. театр «Приют комедианта» распахнул двери после 11‑месячного капитального ремонта и модернизации сценического и постановочного комплекса, что превратило его в модное и современное место в центре культурной столицы России.

Закрыть