Перейти на полную версию страницы

Недавно Губернаторскому оркестру Санкт-Петербурга, на счету которого создание нового советского репертуара и вывод в свет певцов, ставших впоследствии очень популярными в стране, исполнилось 70 лет. С момента своего создания он всегда играл роль "музыкального рупора" города, а специалисты называют этот оркестр создателем звукового лексикона эпохи.

Сегодня наш собеседник – главный дирижер Губернаторского оркестра Санкт-Петербурга народный артист России Станислав Горковенко.

Станислав Горковенко – советский и российский дирижер, композитор, народный артист России, лауреат премии правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры, профессор СПб консерватории. Участвовал в создании свыше 60 фильмов.

"Петербургский дневник": Станислав Константинович, Губернаторскому оркестру Санкт-Петербурга исполнилось 70 лет. Ваши самые яркие впечатления?

Станислав Горковенко: За годы работы у меня накопилось столько впечатлений, в том числе и ярких, что все не передашь. Но самое главное – это, конечно, год и день создания оркестра. Произошло это 10 мая 1945 г., что о многом говорит. И для меня совпадение двух таких важных дат – дня Великой Победы и дня основания эстрадно-симфонического оркестра, да еще в Ленинграде, который я просто обожаю, очень важно.

Перед оркестром была поставлена задача – помочь людям начать новую жизнь, подарить им радость, вселить оптимизм. Во время войны и блокады город и его жители перенесли много трудностей. А Победа принесла огромную радость, и надо было продолжить эту жизнеутверждающую линию. Именно тогда командующим Кузнецовым был подписан приказ о создании на основе джаз-ансамбля Эстрадного оркестра Ленинградского радиокомитета.

Его первым руководителем стал Николай Минх, и в то время оркестр играл в основном джаз и музыку иностранных авторов. В 1952 г. руководителем стал Александр Владимирцов, с которым я был знаком лично. Это был очень интеллигентный, пунктуальный человек, который в буквальном смысле воспитал оркестр. Он увеличил его состав, появилась струнная группа, солист-скрипач Михаил Левин. И тогда же с подачи Леонида Утесова оркестр стал называться Эстрадно-симфоническим оркестром Ленинградского радио. За время существования оркестр не раз менял названия…Но он никогда не менял сути. С годами мастерство оркестрантов только росло. В то время Союз композиторов был очень силен, у оркестра появились авторы, которые писали специально для него. Это В. П. Соловьев-Седой, Д. Д. Шостакович, А. П. Петров, В. А. Успенский, А. В. Кальварский, Г. А. Портнов, Г. И. Фиртич и другие.

"Петербургский дневник": А как вы пришли в оркестр?

Станислав Горковенко: Я пришел туда (хотя такие цифры называть не хочется) 38 лет назад. До этого был руководителем Ленинградского мюзик-холла, еще со дня его первой премьеры в Париже, где мы прекрасно выступили. Нашу команду тогда усилили приглашенные для парижского тура Муслим Магомаев (его я знал с детства, мы оба – из Баку), Эдита Пьеха. Тогда мне казалось, что "заскочу" в Мюзик-холл на полчаса, а задержался, ударившись в легкую музыку, как я сам это называю, на 10 лет. У нас в то время был большой успех и огромная популярность.

"Петербургский дневник": Как же вы решились покинуть этот успешный проект?

Станислав Горковенко: У меня родился второй ребенок, мой сын, и я уже ездить по гастролям со спокойной душой не мог. И поэтому с радостью принял предложение стать главным дирижером Эстрадно-симфонического оркестра Ленинградского радио и телевидения, которому вскоре было присвоено имя В. П. Соловьева-Седого. Сейчас моему сыну 38 лет. Это как раз тот срок, что я возглавляю коллектив.

"Петербургский дневник": Такой поступок был бы очень значим для любой женщины.

Станислав Горковенко: С моей супругой Реной Яновной мы живем вместе более полувека. Она музыкант, преподает в Городской детской музыкальной школе. Дочка тоже стала музыкантом, сын Тимур – дирижером. Его сын, мой внук, тоже хочет стать дирижером. Видимо, корни все‑таки имеют свое значение, и меня это радует. А еще больше я радуюсь появлению правнучки Дианы, это новое ощущение. Правда, видеть ее приходится не так часто, как хотелось бы, потому что живем мы далеко друг от друга. Но когда она приезжает к нам – это такая радость!

"Петербургский дневник": За без малого 40 лет оркестр знал разные времена…

Станислав Горковенко: Это правда. Особенно сложным временем стала перестройка. Нам пришлось стать АНО, а нашими учредителями выступили Союз композиторов и Комитет по телевидению и радиовещанию. Огромное им спасибо за это! Они практически спасли наш коллектив. Моя огромная благодарность Андрею Павловичу Петрову, который убедил тогдашнего губернатора сохранить наш оркестр в таком статусе. Это замечательный человек, и я очень благодарен судьбе за то, что он появился в моей жизни. В 2002 г. накануне 300‑летнего юбилея Петербурга мы стали Губернаторским оркестром. Для нас это означало очень многое. Мы стали государственным оркестром. А это уверенность в завтрашнем дне, это на­дежность, это поддержка, которая помогла нам встать на ноги. А в отношении творчества задачи остались те же, это классика – симфоническая и эстрадная. Сегодня многие сетуют на то, что не хватает профессиональных музыкантов, мало талантов. Катастрофы нет никакой. Да и вообще, как можно предугадать и тем более "распределить" талант? В то же время это не отменяет поиск способных исполнителей. Мы всегда держим руку на пульсе и среди способных молодых людей стараемся выбрать самых одаренных и талантливых.

"Петербургский дневник": Если бы вас попросили назвать отличительные черты оркестра.

Станислав Горковенко: Это мобильность.

"Петербургский дневник": Неожиданно.

Станислав Горковенко: Потому что музыканты созревают, когда нужно. Это все уходит корнями в те дни, когда мы были оркестром радио. Времени, чтобы долго репетировать, не было, особенно если это были какие‑то фестивали. Нужно было очень быстро посмотреть много новой музыки.

И знаете, что странно… Когда мы занимались записью музыки, самым удачным был всегда первый дубль. Концентрируешь внимание, мобилизуешься – и все. А растягивать репетиции на полгода… Тогда уйдет основное – трепет души, трепет первого свидания. Оно всегда самое запоминающееся, самое дорогое.

"Петербургский дневник": А что бы вы пожелали музыкантам оркестра?

Станислав Горковенко: Понимать и принимать друг друга. Потому что любой, пусть даже самый талантливый оркест­рант должен чувствовать плечо другого музыканта (о солистах я не говорю). Чтобы постоянно было чувство ансамбля. А достичь этого можно только тогда, когда поставишь себя на место этого человека. Я за коллективизм в искусстве, конечно, когда говорю об ансамблях. В каждом человеке есть хорошее, и надо обязательно стараться быть лучше. Но самое главное – не быть равнодушным. Это для меня самое страшное.

"Петербургский дневник": Вас называют одним из главных хранителей истинного петербургского стиля. А что для вас значит этот город?

Станислав Горковенко: Ничего лучше Ленинграда – Санкт-Петербурга я в жизни не видел. Это такой уникальный город, настолько весь продуманный. Я во всем вижу мысль – и в оформлении залов, где мы выступаем, и в планировке улиц.

Как‑то рано утром я вышел прогуляться и получил такое огромное удовольствие! Людей не было, а город – живой! И у меня как будто случился разговор с ним. Помните, у Василия Павловича Соловьева-Седого "Разговор с городом" (напевает:"Вдоль парапетов молча бродим мы, Сухие листья вороша. Чем дольше путь, чем больше пройдено, Тем горячей поет душа"). Поговорил с ним – и сразу такое удовлетворение, такое спокойствие… Вот и я разговариваю с Петербургом.

2015-11-06T15:15:00+03:00
2015-11-06T15:15:00+03:00
//m.spbdnevnik.ru/news/2015-11-06/stanislav-gorkovenko--glavnoey---eto-god-i-den-sozdaniya-gubernatorskogo-orkestra/
Станислав Горковенко: главное – это год и день создания Губернаторского оркестра
Станислав Горковенко: главное – это год и день создания Губернаторского оркестра

Станислав Горковенко: главное – это год и день создания Губернаторского оркестра

06 ноября 2015 в 15:15

Недавно Губернаторскому оркестру Санкт-Петербурга, на счету которого создание нового советского репертуара и вывод в свет певцов, ставших впоследствии очень популярными в стране, исполнилось 70 лет. С момента своего создания он всегда играл роль "музыкального рупора" города, а специалисты называют этот оркестр создателем звукового лексикона эпохи.

Читать далее

Сегодня наш собеседник – главный дирижер Губернаторского оркестра Санкт-Петербурга народный артист России Станислав Горковенко.

Станислав Горковенко – советский и российский дирижер, композитор, народный артист России, лауреат премии правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры, профессор СПб консерватории. Участвовал в создании свыше 60 фильмов.

"Петербургский дневник": Станислав Константинович, Губернаторскому оркестру Санкт-Петербурга исполнилось 70 лет. Ваши самые яркие впечатления?

Станислав Горковенко: За годы работы у меня накопилось столько впечатлений, в том числе и ярких, что все не передашь. Но самое главное – это, конечно, год и день создания оркестра. Произошло это 10 мая 1945 г., что о многом говорит. И для меня совпадение двух таких важных дат – дня Великой Победы и дня основания эстрадно-симфонического оркестра, да еще в Ленинграде, который я просто обожаю, очень важно.

Перед оркестром была поставлена задача – помочь людям начать новую жизнь, подарить им радость, вселить оптимизм. Во время войны и блокады город и его жители перенесли много трудностей. А Победа принесла огромную радость, и надо было продолжить эту жизнеутверждающую линию. Именно тогда командующим Кузнецовым был подписан приказ о создании на основе джаз-ансамбля Эстрадного оркестра Ленинградского радиокомитета.

Его первым руководителем стал Николай Минх, и в то время оркестр играл в основном джаз и музыку иностранных авторов. В 1952 г. руководителем стал Александр Владимирцов, с которым я был знаком лично. Это был очень интеллигентный, пунктуальный человек, который в буквальном смысле воспитал оркестр. Он увеличил его состав, появилась струнная группа, солист-скрипач Михаил Левин. И тогда же с подачи Леонида Утесова оркестр стал называться Эстрадно-симфоническим оркестром Ленинградского радио. За время существования оркестр не раз менял названия…Но он никогда не менял сути. С годами мастерство оркестрантов только росло. В то время Союз композиторов был очень силен, у оркестра появились авторы, которые писали специально для него. Это В. П. Соловьев-Седой, Д. Д. Шостакович, А. П. Петров, В. А. Успенский, А. В. Кальварский, Г. А. Портнов, Г. И. Фиртич и другие.

"Петербургский дневник": А как вы пришли в оркестр?

Станислав Горковенко: Я пришел туда (хотя такие цифры называть не хочется) 38 лет назад. До этого был руководителем Ленинградского мюзик-холла, еще со дня его первой премьеры в Париже, где мы прекрасно выступили. Нашу команду тогда усилили приглашенные для парижского тура Муслим Магомаев (его я знал с детства, мы оба – из Баку), Эдита Пьеха. Тогда мне казалось, что "заскочу" в Мюзик-холл на полчаса, а задержался, ударившись в легкую музыку, как я сам это называю, на 10 лет. У нас в то время был большой успех и огромная популярность.

"Петербургский дневник": Как же вы решились покинуть этот успешный проект?

Станислав Горковенко: У меня родился второй ребенок, мой сын, и я уже ездить по гастролям со спокойной душой не мог. И поэтому с радостью принял предложение стать главным дирижером Эстрадно-симфонического оркестра Ленинградского радио и телевидения, которому вскоре было присвоено имя В. П. Соловьева-Седого. Сейчас моему сыну 38 лет. Это как раз тот срок, что я возглавляю коллектив.

"Петербургский дневник": Такой поступок был бы очень значим для любой женщины.

Станислав Горковенко: С моей супругой Реной Яновной мы живем вместе более полувека. Она музыкант, преподает в Городской детской музыкальной школе. Дочка тоже стала музыкантом, сын Тимур – дирижером. Его сын, мой внук, тоже хочет стать дирижером. Видимо, корни все‑таки имеют свое значение, и меня это радует. А еще больше я радуюсь появлению правнучки Дианы, это новое ощущение. Правда, видеть ее приходится не так часто, как хотелось бы, потому что живем мы далеко друг от друга. Но когда она приезжает к нам – это такая радость!

"Петербургский дневник": За без малого 40 лет оркестр знал разные времена…

Станислав Горковенко: Это правда. Особенно сложным временем стала перестройка. Нам пришлось стать АНО, а нашими учредителями выступили Союз композиторов и Комитет по телевидению и радиовещанию. Огромное им спасибо за это! Они практически спасли наш коллектив. Моя огромная благодарность Андрею Павловичу Петрову, который убедил тогдашнего губернатора сохранить наш оркестр в таком статусе. Это замечательный человек, и я очень благодарен судьбе за то, что он появился в моей жизни. В 2002 г. накануне 300‑летнего юбилея Петербурга мы стали Губернаторским оркестром. Для нас это означало очень многое. Мы стали государственным оркестром. А это уверенность в завтрашнем дне, это на­дежность, это поддержка, которая помогла нам встать на ноги. А в отношении творчества задачи остались те же, это классика – симфоническая и эстрадная. Сегодня многие сетуют на то, что не хватает профессиональных музыкантов, мало талантов. Катастрофы нет никакой. Да и вообще, как можно предугадать и тем более "распределить" талант? В то же время это не отменяет поиск способных исполнителей. Мы всегда держим руку на пульсе и среди способных молодых людей стараемся выбрать самых одаренных и талантливых.

"Петербургский дневник": Если бы вас попросили назвать отличительные черты оркестра.

Станислав Горковенко: Это мобильность.

"Петербургский дневник": Неожиданно.

Станислав Горковенко: Потому что музыканты созревают, когда нужно. Это все уходит корнями в те дни, когда мы были оркестром радио. Времени, чтобы долго репетировать, не было, особенно если это были какие‑то фестивали. Нужно было очень быстро посмотреть много новой музыки.

И знаете, что странно… Когда мы занимались записью музыки, самым удачным был всегда первый дубль. Концентрируешь внимание, мобилизуешься – и все. А растягивать репетиции на полгода… Тогда уйдет основное – трепет души, трепет первого свидания. Оно всегда самое запоминающееся, самое дорогое.

"Петербургский дневник": А что бы вы пожелали музыкантам оркестра?

Станислав Горковенко: Понимать и принимать друг друга. Потому что любой, пусть даже самый талантливый оркест­рант должен чувствовать плечо другого музыканта (о солистах я не говорю). Чтобы постоянно было чувство ансамбля. А достичь этого можно только тогда, когда поставишь себя на место этого человека. Я за коллективизм в искусстве, конечно, когда говорю об ансамблях. В каждом человеке есть хорошее, и надо обязательно стараться быть лучше. Но самое главное – не быть равнодушным. Это для меня самое страшное.

"Петербургский дневник": Вас называют одним из главных хранителей истинного петербургского стиля. А что для вас значит этот город?

Станислав Горковенко: Ничего лучше Ленинграда – Санкт-Петербурга я в жизни не видел. Это такой уникальный город, настолько весь продуманный. Я во всем вижу мысль – и в оформлении залов, где мы выступаем, и в планировке улиц.

Как‑то рано утром я вышел прогуляться и получил такое огромное удовольствие! Людей не было, а город – живой! И у меня как будто случился разговор с ним. Помните, у Василия Павловича Соловьева-Седого "Разговор с городом" (напевает:"Вдоль парапетов молча бродим мы, Сухие листья вороша. Чем дольше путь, чем больше пройдено, Тем горячей поет душа"). Поговорил с ним – и сразу такое удовлетворение, такое спокойствие… Вот и я разговариваю с Петербургом.

Разделы: Интервью

Новости в сети

Читайте также:

Яндекс.Метрика