Перейти на полную версию страницы

социолог:

Данные соцопросов показывают, что общество пришло к осознанию того, что кризис не будет скоротечным и надо вырабатывать новую стратегию потребительского поведения.

К чести населения, надо признать, что к новым реалиям оно адаптируется с завидным хладнокровием и панических настроений не замечено. Люди разной социальной принадлежности по‑своему ищут способы выжить, меняя привычный образ жизни. Практикой стало стремление экономить. Валютный бум схлынул, и граждане стараются если не приумножить, так хотя бы накопить на черный день рублевую массу.

Режим экономии включается не столько за счет отказа от привычного набора товаров, сколько за счет использования разного рода акций и скидок, которые широко предлагают сегодня покупателям городские ретейлеры. Наблюдатели выявляют четко наметившуюся закономерность: в гонке за экономией выигрывают те, у кого больше времени на поиск выгодных покупок. Воистину девиз "время – деньги" еще никогда не был столь актуальным. Журналисты и политики также поддались искушению поиграть в эти потребительские игры: кто‑то пытался прокормить на прожиточный минимум поросенка, кто‑то – выжить на среднюю пенсию 12‑14 тыс. рублей.

Но одно дело – показательно развлекаться, а другое – постоянно существовать в таком режиме. Тем более что немало бюджетников (в том числе люди науки, к коим я и себя причисляю) получают не намного больше пенсионеров.

Скажем, в академических кругах оклад старшего научного сотрудника составляет 21 тыс. рублей плюс скромная надбавка за ученую степень. Выход один – экономить.

Социологи спросили граждан, за счет чего они выживали в первый кризис 2008‑2009 гг. Выяснилось, что прежде всего тогда подверглись сокращению расходы на отпуск. На втором месте оказались траты на одежду и обувь, затем – на продукты питания и развлечения. Далее шли расходы на бытовую технику и автомобили. А вот сегодня на еде стали экономить куда меньше (таких сейчас 31 % против 40 % в 2009 г.), снижение потреб­ления одежды и обуви также пока не представляется людям критичным. На лекарствах в 2009 г. экономили куда больше людей, чем сейчас (сегодня 17 %).

Зато отдых и развлечения попали под секвестрирование. Любопытно, что число тех, кто ни на чем не экономит, осталось прежним – 11 % всех опрошенных.

2016-02-12T10:45:00+03:00
2016-02-12T10:45:00+03:00
//m.spbdnevnik.ru/news/2016-02-12/spokoystviey-i-ekonomiya/
Спокойствие и экономия
Спокойствие и экономия

Спокойствие и экономия

12 февраля 2016 в 10:45

социолог:

Читать далее

Данные соцопросов показывают, что общество пришло к осознанию того, что кризис не будет скоротечным и надо вырабатывать новую стратегию потребительского поведения.

К чести населения, надо признать, что к новым реалиям оно адаптируется с завидным хладнокровием и панических настроений не замечено. Люди разной социальной принадлежности по‑своему ищут способы выжить, меняя привычный образ жизни. Практикой стало стремление экономить. Валютный бум схлынул, и граждане стараются если не приумножить, так хотя бы накопить на черный день рублевую массу.

Режим экономии включается не столько за счет отказа от привычного набора товаров, сколько за счет использования разного рода акций и скидок, которые широко предлагают сегодня покупателям городские ретейлеры. Наблюдатели выявляют четко наметившуюся закономерность: в гонке за экономией выигрывают те, у кого больше времени на поиск выгодных покупок. Воистину девиз "время – деньги" еще никогда не был столь актуальным. Журналисты и политики также поддались искушению поиграть в эти потребительские игры: кто‑то пытался прокормить на прожиточный минимум поросенка, кто‑то – выжить на среднюю пенсию 12‑14 тыс. рублей.

Но одно дело – показательно развлекаться, а другое – постоянно существовать в таком режиме. Тем более что немало бюджетников (в том числе люди науки, к коим я и себя причисляю) получают не намного больше пенсионеров.

Скажем, в академических кругах оклад старшего научного сотрудника составляет 21 тыс. рублей плюс скромная надбавка за ученую степень. Выход один – экономить.

Социологи спросили граждан, за счет чего они выживали в первый кризис 2008‑2009 гг. Выяснилось, что прежде всего тогда подверглись сокращению расходы на отпуск. На втором месте оказались траты на одежду и обувь, затем – на продукты питания и развлечения. Далее шли расходы на бытовую технику и автомобили. А вот сегодня на еде стали экономить куда меньше (таких сейчас 31 % против 40 % в 2009 г.), снижение потреб­ления одежды и обуви также пока не представляется людям критичным. На лекарствах в 2009 г. экономили куда больше людей, чем сейчас (сегодня 17 %).

Зато отдых и развлечения попали под секвестрирование. Любопытно, что число тех, кто ни на чем не экономит, осталось прежним – 11 % всех опрошенных.

Разделы: Мнение

Новости в сети

Читайте также:

Яндекс.Метрика